Название компании: ТОО «Управляющая компания Шанырак», торговая марка «Курочка Ряба»
Сфера деятельности: сельское хозяйство, растениеводство, птицеводство
Год основания: 2008
Как все начиналось
Александр. Живя в Германии, я работал в Голландии, Бельгии и занимался поставкой оборудования для птицефабрик. Однажды я приехал в Казахстан, чтобы посмотреть, что здесь происходит в птицеводстве. Большинство фабрик уже было развалено, поэтому возникла идея восстановить одну фабрику в Аркалыке.
Максим. В 2008 году я оканчивал обучение по программе «Болашак» в США. Я начал думать о том, чем буду заниматься, когда вернусь домой. Мне предложил заняться птицефабриками давний друг нашей семьи, Лоренц Александр Александрович. До этого он уже восстановил две фабрики в Казахстане с другими партнерами. Для меня все это было абсолютно новым. Но Александр Александрович уже имел опыт, поэтому я согласился.
Александр. Бренд «Курочка Ряба» уже довольно известен, особенно в Астане. Наше преимущество — близость к столице. Это самое свежее яйцо и мясо. Мы хотим привить людям культуру потребления свежего охлажденного мяса курицы. Это удобно, не надо размораживать мясо, оно вкуснее, в нем сохраняются все витамины и полезные вещества.
Максим. На сегодня аркалыкская птицефабрика производит более 120 миллионов яиц в год, карагандинская около 150 миллионов яиц в год. Мы не стали останавливаться на достигнутом, следующая заброшенная фабрика, которую мы восстановили, была в Жезказгане. Реализацию самого большого проекта в нашей компании мы начали в конце 2012 года в Малиновке, ныне —Акмол, рядом с Астаной. В этом году мы вводим в эксплуатацию все намеченные производственные площади и выходим на мощность 20 000 тонн мяса в год. Эта фабрика на 100% покроет потребности столицы.
Александр. С момента запуска мясного производства в 2014 году мы каждый год вырастаем в 2 раза. В группе производства у нас семь компаний: три яичные фабрики, один племенной репродуктор, одно мясное производство, колбасный цех, посевные площади и новый цех по производству тары для яиц из макулатуры . Помимо этого есть торговая компания, которая осуществляет доставку нашей продукции до магазинов в Астане. В общей сложности у нас работает более 1500 человек.
Максим. Мы гордимся тем, что наш продукт — один из лучших в Казахстане. Самое главное, что мы видим реакцию покупателей — объемы продаж растут. Это стало делом моей жизни. Я вижу, что моя цель — это накормить людей качественным продуктом и расти дальше по объемам производства. Хотя рынок яйца сегодня в Казахстане насыщенный, мы смотрим на экспортный потенциал. Мы и сегодня отправляем продукцию и в Россию, и в Киргизию, и в Таджикистан, и даже в Афганистан. У нас низкая себестоимость — большую часть сырья для комбикорма производим сами.
Александр. На мой взгляд, упаковки лучше, чем у нас, пока нет ни у кого. Нам нужно держать свою марку, но основные вещи не менять. Над качеством мы работаем постоянно.
Наше преимущество — близость к столице
Максим. Мы с Александром Александровичем — смесь опыта с молодостью, консерватизма с новшествами. Если мой партнер занимается больше хозяйственными вопросами, то я внедряю новые начинания. Меня также всегда поддерживает мой отец. У него огромный управленческий опыт, блестящая карьера на государственной службе. Мама и супруга всегда верят в меня несмотря ни на что.
Первый кредит мы получили в «АТФБанке» благодаря Шухрату Садырову, он тоже болашаковец. Банки обычно не выдают кредиты стартапам, но я убедил руководство банка и нам поверили. В 2012 году самую большую поддержку я получил и от «Цеснабанка» и Даурена Жаксыбекова, председателя совета директоров банка. Он как местный житель решил поддержать наш проект, и мы получили кредит на выкуп акций фактически без залога. Год назад, когда мы начали реализовывать проект по производству тары из макулатуры, мы обратились в восемь банков и нам все отказали. И только «Цеснабанк» нас поддержал.
Посыл клиенту
Максим. Мы хотим развить чувство патриотизма, чтобы человек, зайдя в магазин, выбирал казахстанские продукты, потому что они лучше, и, покупая их, вы поддерживаете своих сограждан. В Казахстане много производителей. Нужно подходить к покупке продуктов питания осознанно. Импортное не может быть свежее, чем то, что производится у нас в стране. А свежесть — это основной показатель качества.
Александр. Многие думают, что курицу на таких фабриках кормят чем попало, поэтому она так быстро растет. На самом деле это селекция. Мы не применяем никаких гормонов, курица бройлерных пород и так заточена под быстрый рост. Но чтобы курица быстро выросла, ей нужно дать все питательные вещества. Чтобы мышечная масса росла, нужно дать курице растительный белок — это соя, самый высокопротеиновый корм. Второе — это энергия, растительное масло и кукуруза. Чем лучше ты накормишь птицу, тем лучший она даст результат. Мы следим за тем, чтобы наша курица была здорова и питалась хорошо.
Максим. Я вижу, что село за последнее время обеднело, многие дома заброшены. А без людей в колхозе ничего не сделаешь. Нужно больше денег направить в село, чтобы возродить производство. Фишкой Казахстана может стать органическая продукция. Это то, что популярно на Западе, в США и Европе. Это может стать нашим прорывом в плане экономики.
Фишкой Казахстана может стать органическая продукция
Путь к успеху
Максим. Постоянная проверка на прочность — это внимание госорганов к нашей деятельности в лице налогового комитета и прокуратуры. Это отвлекает от производственного процесса. Но мы это воспринимаем как должное.
Александр. Максим окончил обучение по специальности «Проектный менеджмент». У меня есть большой опыт, но нет времени переучиваться. Максим умеет заниматься проектным менеджментом по новым стандартам. Я всегда отправляю его на обучение в Европу и страны СНГ. Старшее и молодое поколение должны работать вместе. В дальнейшем, я надеюсь, что Максим тоже возьмет к себе молодого человека, которого будет учить.
Максим. В 2012 году мы решили, что будем запускать бройлерное производство в Жезказгане, и уже начали закупать оборудование. Но потом мы поняли, что птицефабрику мясного направления в Жезказгане делать нельзя: там нет посевных площадей, соответственно, нет кормовой базы, и место расположено далеко от основных рынков сбыта. Полгода мы занимались поиском другой площадки и нашли ее близ Астаны. И мы начали перевозить все оборудование в Акмол из Жезказгана. Это было самым сложным решением, но проект стал успешным и у нас все получилось.
Старшее и молодое поколение должны работать вместе
Александр. На пороге банкротства во время дефолта мы залезли в долги и с невероятными усилиями вставали на ноги. Морально это было сложно, потому что птица живая и хочет кушать, ей нужен свет, а на все это нужны деньги. Мы с Максимом уже дважды через это прошли. Сдаваться нельзя ни в коем случае, надо преодолевать барьеры.
Максим. Я постоянно принимаю участие в разных конференциях, семинарах, которые проводят в нашей отрасли. Я езжу в Россию, Европу. Читаю периодику, которая касается птицеводства и сельского хозяйства. Еще я начал учиться систематизации бизнес процессов. Это курс, который запустил украинский бизнесмен Кирилл Куницкий, он называется «Бизнес-Конструктор».
Александр. Я рад, что мы занимаем лидирующее место в Казахстане по производству яйца. Этого я и хотел добиться. Есть фабрики, которые уже наступают нам на пятки. Но мы постоянно увеличиваем темпы производства. А в планах — выйти в лидеры в производстве мяса.
Жизненное кредо
Максим. Мне сильно помогли упрямство, целеустремленность и оптимизм. Однажды мы собрали скудный урожай, который не окупил наши затраты, но я каждую весну верю, что в этом году все будет хорошо. Я всегда старался быть лучше всех, и кто-то может назвать меня выскочкой, но я убежден, что если не можешь сделать хорошо, то не делай вовсе. Если делаешь что-то, то делай лучше всех.
Александр. Мне хочется оставить что-то после себя в том месте, где я родился, что-то хорошее. Я в молодости жил в Аркалыке. Мы восстановили фабрику, помогли людям, обеспечили их рабочими местами.
Максим. Так как у нас большая география: Костанайская, Карагандинская, Акмолинская области, приходится быть постоянно в разъездах. Все эти производства находятся в селах. Я родился в Алматы, в 1998 году переехал в Астану, и меня можно назвать городским мальчиком. Но последние девять лет я, грубо говоря, копаюсь в навозе. Но я говорю об этом с гордостью. Моя задача — пропагандировать то, что сельское хозяйство — это круто и интересно.
Александр. Когда занимаешься чем-то глобальным, всегда что-то упускаешь. В плане семьи, она — в Германии, а я — здесь. Это меня угнетало. Часто скучаешь по родным, внучка растет, а меня рядом нет, а еще недавно родился внук. Когда все будет хорошо, то я отойду от своих дел.
Моя задача — пропагандировать то, что сельское хозяйство — это круто и интересно
Максим. Для меня мое дело — это путь становления мужчины с характером. Я сегодня знаю и могу больше, чем десять лет назад. Многие говорят про кризис 30 или 40 лет, но я этого не ощущаю, потому что знаю, что у меня есть дело, которое я люблю, которое полезно и необходимо другим людям.
Деловые советы
Максим. Не нужно бояться, нужно быть смелым. В этом бизнесе нет легких денег. Сельское хозяйство — один из самых сложных производственных процессов, где многое зависит от погоды. Надо ставить цель, определить нишу, где есть возможности и рынок. Идти туда, где твой продукт точно будет востребован.
Александр. Главный совет — делать бизнес честно. Тогда будут деньги. У нечестного бизнеса нет шансов. Любая неправда раскрывается, если не завтра, то через десять лет точно.
Распорядок дня успешного человека / Максима Божко и Александра Лоренца
Максим. Я встаю примерно в 07:30 утра. Отвожу сына в детский сад, приезжаю на производство. Каждый день минимум полдня я нахожусь в офисе и решаю организационные вопросы. Иногда у меня есть встречи в городе. Три раза в неделю занимаюсь фитнесом. По вечерам стараюсь быть дома. Моя жена прекрасно готовит, поэтому однозначно мой ужин проходит дома в кругу семьи. Если нет вечерних встреч по работе, то стараюсь делать с детьми домашнее задание. Иногда мы все вместе гуляем, часто катаемся на велосипедах. Спать я ложусь в 12 ночи.
Александр. Я встаю часов в 7, к 08:30 еду на работу. В обыкновенные дни текучка не дает даже выйти из кабинета — встречи, документы. Но зато в субботу и воскресенье я объезжаю предприятия. Провожу в Караганде день, в Экибастузе день, в Жезказгане день. Все эти восемь лет мы что-то строим, поэтому надо за всем внимательно следить: сметы, поставщики, строители, участки. Много работаем с россиянами по монтажу, ремонту. Покоя нет, это серьезное оборудование и большой завод. Нужно всегда оперативно разбираться с претензиями. Отдыхаю только дома, в Германии. А здесь я отдыхаю только в воскресенье после обеда.