Казахстан
Адильжан Нугманов, член кооперации фермеров «Эко-ферма»
В 2016 году мы с несколькими фермерами решили объединиться и создать кооперацию «Эко-ферма». Фермер физически не может работать один. Нужно заниматься и производством, и юридическими вопросами, поставками, реализацией. К тому же, вместе мы предоставляем практически полный ассортимент продуктовой корзины. Я выращиваю картофель, еще пара фермеров занимается разведением скота, кто-то молочной продукцией.
В нашем производстве все просто, мы все делаем по-старинке, так, как все создавалось раньше. Продаем продукты через интернет-магазин, иногда участвуем в городской ярмарке, что-то завозим в небольшие магазины. В скором времени мы откроем большой фермерский рынок, где будут торговать только фермеры без перекупщиков.
Самая большая сложность — деньги. Когда мы создавали кооперацию, в стране была программа помощи фермерам, но, к сожалению, ее свернули. Без этого, конечно, непросто, потому что нам не хватает складов, мы не можем купить дорогостоящее оборудование, которое позволило бы нам хранить молоко и мясо в городе.
Естественно, натуральные продукты дороже. Например, для приготовления 1 литра сметаны нам нужно 15 литров молока, которое стоит 100-200 тенге за литр. Получается, цена за литр сметаны не может быть ниже 1800 тенге. Понять такую математику и оценить нашу работу может не каждый. В основном наши клиенты люди с хорошим образованием, средним или высоким достатком, семьи, где есть дети, или те, кто жил в деревне и понимает ценность домашних продуктов.
Мы видим, что глобальная тенденция не экономить на здоровье захватывает и Казахстан. За те два года, что мы работаем, увеличился спрос на продукцию, появились новые игроки на рынке, даже в Астане есть несколько конкурентов. Мы этому рады, это исключительно положительные изменения.
Россия
Вадим Бакушкин, владелец домашнего хозяйства «Булатово»
Специфика нашего производства в том, что мы не используем никаких лекарств, никакой химии и прочего. Мы предлагаем клиентам продукты из козьего молока, в том числе сыры, производить которые мы учились во Франции и Италии. Еще мясо птицы и яйца, баранину и свинину, овощи, зелень. Все, что производим, мы продаем по большей части на самой ферме, что-то на специализированных ярмарках и выставках.
Создавать все экологически чистое — наша главная задача. Конечно, мы терпим определенные убытки из-за желания создавать натуральные продукты, но даже ради денег не можем работать по-другому.
Рынок производства экопродуктов в России развит плохо. Не каждый человек будет покупать наш товар. По большей части продукты у нас заказывают либо родители маленьких детей, либо люди с высоким достатком, которые заботятся о своем здоровье и готовы на этом не экономить. Многие настолько привыкли к магазинным товарам, что даже не знают настоящий вкус того или иного продукта. А химические добавки способны сделать продукт намного вкуснее, чем его домашний аналог.
Наш товар — это продукция, которая продается с фермы, потому что натуральные продукты скоропортящиеся и нет никакой возможности реализовывать их в обычных супермаркетах. К тому же, экопродукции тяжело конкурировать с дешевыми и менее качественными продуктами в магазинах.
На мой взгляд, даже несмотря на тренды, еще не все готовы покупать экопродукты, к этому нужно прийти. Человек должен решить для себя, на чем он хочет экономить — на еде и здоровье или, например, на одежде.
Когда-то я думал, что совершил ошибку, занявшись производством экопродукции. Но сейчас мне нравится то, чем я занимаюсь.
Украина
Ярослав Мовчун, сооснователь ягодной фермы «Озеряна»
Идея ягодной фермы возникла у нас довольно давно, еще в 2010 году. Тогда мы работали в другой отрасли. Для нас было важно отличаться качеством и чистотой наших товаров, поэтому мы запустили выращивание голубики, а потом и клубники на ферме.
Самое непростое в нашей работе — это квалифицированные кадры, обновление технологий и оборудования на производстве и, конечно, выбор саженцев. В основном мы покупаем украинские саженцы, иногда завозим их из Польши.
На мой взгляд, украинский рынок экопродукции еще не совсем сформирован. Люди тянутся к органике, потому что они интуитивно чувствуют, какой продукт лучше, но не каждый готов себе это позволить. Наш основной клиент — осознанный человек с хорошим достатком.
Мне кажется, что у экофермеров бывают трудности, потому что они продвигают идею чистого и экологичного продукта, но не обращают внимания на упаковку, сайт, рекламу. Я думаю, только если компания создает хороший продукт, у нее могут быть высокие продажи и спрос.
В будущем мы планируем развивать еще продажу зелени, переработку наших ягод в джемы. Сейчас ферма работает только в сезон, и хотя на нашу продукцию есть высокий спрос, стоит задуматься и о других форматах.