Никита Шабаев, 27 лет, родной город — Семипалатинск, корпоративный преподаватель, тренер, переводчик, Президент ОФ Best for kids, волонтер
«Обедняя мир детства, мы затрудняем вхождение ребенка в общество, коллектив».
Василий Сухомлинский, выдающийся советский педагог-новатор
Доброе дело для меня — это то, что идет от души, внутренний порыв. Это когда совпадают твои желания, возможности, обстоятельства и эмоциональный фон.
Своим добрым делом я занимаюсь уже пять лет. Оно заключается в том, что мы социально адаптируем детей, которые достигают совершеннолетия и уходят из детских домов. Они часто не понимают нашего повседневного уклада жизни и задаются вопросом, почему мы делаем, так или иначе.
Я до 2005 года жил в Семипалатинске в доме, который находился напротив детского дома. Тогда я думал, что им должно быть очень плохо. Будучи ребенком, я поставил себе цель в будущем помогать детишкам, оставшимся без родителей. Немного позже, когда я учился в Евразийском национальном университете, администрация отправила нас в Жолымбетский детский дом и закупила продуктов: торты, напитки и подарки. Тогда я очень эмоционально воспринял эту поездку, она отложила отпечаток в моем сознании. Со временем мы начали организовывать поездки в детские дома, а потом, поскольку нам нужно было писать официальные письма в учреждения, мы создали фонд.
В обществе царит стереотип о том, что ребятам из детских домов нечего есть, негде посмотреть телевизор или не во что играть. На самом деле, в нашей стране дети в детских домах хорошо обеспечены и у детей есть и вещи и еда. Куда более острая проблема поджидает юношей и девушек, когда им приходится уходить из детского дома. Потому что им нужно объяснить такие простые вещи: где дешевле купить продукты, как найти работу, планировать свой бюджет, где получить образование.
Наша цель — адаптировать подростков, вышедших из детских домов, к жизни в обществе. Конечно, можно много ругаться по поводу того, что у нас много детских домов, и что родители, которые бросают своих детей плохие и ужасные. Я верю в то, что не нужно бросаться напролом, нужно быть гибким и пытаться решить проблему, подстраиваясь под нынешнюю ситуацию. Мне нравится фраза Джека Ма, основателя сервиса AliBaba: «Если вы едете по дороге и на пути вам встретился кролик, то вы вряд ли выбежите из машины, чтобы прогнать его, вы просто объедете кролика». Нужно стараться объяснять родителям, что, на самом деле, у них есть возможность иметь ребенка. И нужно делать все, чтобы государство помогало таким людям.
Наша работа направлена не на краткосрочный результат и, иногда, это вызывает апатию. Я знаю, что мой труд рассчитан на то, чтобы он сработал через несколько лет и это намного ценнее. Ты можешь привезти им сколько угодно еды и современной техники, но это не поможет им в социализации, которая по-настоящему важна.
Во многом мне помогает поддержка волонтеров и государства, взгляды которого совпадают с нашими. К сожалению, нас мало, а в регионах, таких как мы можно пересчитать по пальцам.
Другая проблема в том, что из-за поездок различных организаций в детские дома, у детей вырабатывается иждивенчество. Повзрослев, они считают, что из-за их жизненной ситуации государство должно предоставить им все готовое. Мы объясняем им, что это не так и учим как выйти из трудной ситуации. Статистика на сегодняшний день плачевная — 80% юношей после ухода из детского дома спиваются, а с девушками все еще хуже.
Структурная единица нашего фонда — это департамент. Нашим ребятам нравится так называть себя, они чувствуют в этом слове важность. У нас есть профориентационный департамент, департамент по воспитательной работе с преподавателями, по приезду детей и так далее. Каждый из них возглавляет координатор, который с нами уже достаточно долгое время, он курирует работу своей группы волонтеров. В неделю к нашей команде прибавляется около трех новых ребят, но, конечно, не все остаются. Если из 50 человек хотя бы пятеро останутся и будут с нами постоянно, то это уже хороший результат. Активных волонтеров, на которых можно положиться в любое время и перенаправить какую-нибудь работу, у нас около 15 человек. 115 человек стабильно интересуются нашей деятельностью и остаются неравнодушными, из них 50 — это те, которые хотят помочь, но в силу занятности не могут, но помогают советами.
Пока я не чувствую, что изменил чью-то жизнь.
Конечно, я хочу, чтобы людей, которые занимаются благотворительностью, стало больше, но мне хотелось бы немного другого. Я хочу, чтобы было больше людей, которые осознанно занимаются благотворительностью, понимают, как это делать.
В первое время было трудно найти контакт с детскими домами. Люди боялись открывать двери незнакомым людям, что, в принципе, справедливо и правильно. По мере нашего развития, мы начали писать официальные письма и сейчас заручились доверием многих.
Хочется, чтобы неправительственные организации, бизнесмены и государство работали в одном ключе. Для этого нужно провести общее собрание, понять, кто, чем может помочь, расставить приоритеты и перейти от слов к делу.
Мы общались с благотворительными организациями из России и увидели, что они от нас на два шага вперед. Также большое влияние имеет пиар со стороны знаменитостей и политических деятелей. Может, некоторые и делают это для собственной выгоды, но, тем не менее, люди идут за своими кумирами.
Мы работаем над новым направлением — социальное предпринимательство.
Мы нашли супружескую пару, которая живет рядом с Кокшетау. У них золотые руки: они плетут красивую мебель. Мы хотим привезти их в Астану, и открыть мастерскую для малоимущих семей, людей с ограниченными возможностями и выпускников детских домов. В мастерской они смогут обучиться ремеслу и остаться работать. Производимая мебель будет реализовываться, а часть полученного дохода, после того, как мы покроем все затраты на производство, будет идти в наш фонд. Так мы сможем перестать просить деньги у других, существовать и работать независимо.
Маленькое доброе дело
Бывают люди, которые говорят: «Я тебя подкину, а дальше сам дойдешь». Для меня не составляет труда подвезти кого-нибудь. Мне кажется самим собой разумеющимся довезти человека до нужного места. Хотя, с течением времени все меняется, и те вещи, которые когда-то казались обычными, сейчас кажутся добрыми поступками.