Наталья Замятина, родной город — Петропавловск, основатель студии по пошиву авторской одежды NZ & Co
Как начинался путь
Я всегда любила шить. Сначала шила только себе, потом начала шить подругам. А когда потеряла мужа, поняла, что этим можно зарабатывать.
Все началось само собой. Я жила в Петропавловске, принимала заказы на дому. Не думала о том, что я предприниматель — просто занималась любимым делом, хотела делать людей красивыми. Также я отучилась на визажиста — работала имиджмейкером, хотя в то время такой профессии не было.
Когда заказов стало много, я отдавала их швеям, а сама взаимодействовала с клиентами. Первое небольшое ателье открыла в 1998 году.
Тогда мы шили за копейки — первое платье я отшила за 500 тенге. Прожить на эти деньги было невозможно. Поэтому мы зарабатывали показами. Я шила одежду из подручных материалов, набирала моделей, и мы делали закрытые показы. Вход на вечеринку стоил 2000 тенге — на тот момент это были большие деньги. Вся коллекция распродавалась прямо на мероприятии. На вырученные деньги я шила новую коллекцию.
Первое платье я отшила за 500 тенге
В 1999 году мне предложили переехать в Астану. Я оставила ателье со всем оборудованием и клиентской базой подруге и поехала в столицу. У меня был оверлок и билет в одну сторону.
Сначала я работала художником-модельером в ателье «Элегант». Параллельно выучилась на психолога, потому что постоянно работала с людьми — объединила эти направления. Заработная плата там была минимальная. Мне было понятно, как работать с клиентами, как устроено ателье. Я не видела перспектив дальнейшего развития, но найти другое место не смогла.
Когда в Астану приехал Гурген Басенцян и открылся ночной клуб Escape, я работала там костюмером.
Однажды поступил заказ от молодого человека на пошив бантиков. Я не отказалась от работы, пошила бантики, которые понравились заказчику, и меня пригласили на вечеринку, где были все рестораторы и другие предприниматели столицы. Там на меня посыпались заказы по производству униформы для официантов. С этого началось мое дело.
Я взяла в аренду небольшой подвал, собрала у подруг старые машинки и начала набирать заказы. Когда заказов стало много, поняла, что могу открыть ателье — риски были минимальные.
О 90-х
Для меня 90-е годы — веселое время. Когда отключали газ и свет, я радовалась, потому что мы с друзьями шли в ресторан и ужинали там. Я не помню голоданий, сложностей и прочих ужасов, о которых сейчас рассказывают.
Весь бизнес тогда был «по-черному». Многие не оформляли ИП — просто принимали заказы и получали деньги.
Многое я делала бесплатно — брала ткани за рекламу, нанимала моделей, визажистов и парикмахеров за портфолио. У меня всегда получилось коммуницировать с людьми. Я поняла, что вовсе необязательно за все платить — можно договариваться.
О студии
Когда я открыла ателье в Астане, мы шили даже костюмы для животных. Сотрудничали с конкурсами красоты. Ничего не боялись — просто шили все подряд.
Первые десять лет я вкладывала всю прибыль в ателье, дома у меня ничего не было.
За время работы мы сменили несколько локаций. Я предпочитаю не расширение, а повышение качества, поэтому мы работаем в одной студии.
У меня сильная команда мастеров, которые работают со мной 15 лет. Они умеют делать все, работают с любимым материалом. Это большое преимущество, потому что сегодня найти хороших мастеров сложно. Мы как семья, даже вместе занимаемся йогой.
За 20 лет наработалась большая клиентская база. Многие клиенты переехали за рубеж, но все равно делают заказы у нас. Друзья помогают организовывать поставки тканей из Италии. Я постоянно езжу на выставки, изучаю новинки, тенденции.
О жизненных принципах
Мне не на кого было рассчитывать, но я поставила себе высокую планку — хотела путешествовать, хорошо одеваться, дать детям лучшее. И я всегда находила варианты, как найти клиентов и заработать.
Мне не на кого было рассчитывать, но я поставила себе высокую планку
Мое жизненное кредо: «Даже если вас съели, у вас все равно есть два выхода». Безвыходных ситуаций не бывает, важно оставаться на позитиве.
Я не классический предприниматель, который выстраивает стратегии, просчитывает шаги. Но мы пережили несколько инфляций и успешно работаем дальше. Помню, что брала ипотеку в долларах по курсу 130, а когда рассчитывалась, курс был 390. Но цены на пошив росли быстрее, чем инфляция.
Я лояльно отношусь к сотрудникам. Каждый из них на вес золота, к каждому есть подход. Иногда мы спорим, но находим выход из ситуации. Коллектив — живой организм, который постоянно должен развиваться.
О настоящем
Планируем активнее осваивать интернет. Уже отшили несколько моделей дистанционно, отправили заказы по Казахстану и за рубеж. Хочу поставить это на поток.