Полина Кислицына, 47 лет, родной город — Атырау, директор книжных магазинов «Читающий Прикаспий» и магазина товаров для праздника Atyrau Party, член Совета деловых женщин при палате предпринимателей Атырауской области
О себе
Моя мама Заслуженный учитель Казахстана, и у нас в то время не было больших институтов. Я сама окончила музыкальную школу, и, естественно, выбор был невелик: либо идти по следам мамы в педагогику, либо уехать в Астрахань и поступить в консерваторию.
Мама побоялась отпускать меня так далеко от дома, потому что тогда было восьмилетнее образование, и я была маленькой. И я пошла учиться на педагога. В 16 лет я пришла на практику и работала воспитателем в детском саду. Меня оставили за хорошую работу. До обеда я училась, а после обеда работала. Уже к 18 годам меня перевели работать в старшую группу, я готовила детей к школе, давала открытые уроки, и казалось, что карьера воспитателя шла хорошо.
Мне было 18 лет, я оканчивала педагогическое училище, когда я родила ребенка. Это были 90-е: развал СССР, закрытие производств, папа остался без работы после сокращения на химическом заводе, заработную плату не выдавали, но я решила родить. Мне предложили уйти с работы, чтобы не позорить коллектив.
Так я осталась без работы с ребенком на руках, никакой мужской поддержки не было. Через полтора года я решила выйти на работу. Молодежь отправили на биржу труда. Нам платили зарплату три месяца, а за это время мы должны были найти работу, проявить себя.
О том, как все начиналось
Когда я начинала, Атырау был маленьким городом. Со всеми районами, аулами, население было около 350 тысяч человек.
Я видела, как люди зарабатывают: ездят куда-то, что-то привозят, продают. Я сразу поняла, что смогу зарабатывать больше, чем педагог. Я поговорила с мамой и решила заняться чем-то подобным. Я спросила у мамы разрешения съездить, потому что за ребенком кому-то нужно было смотреть.
В Атырау на тот момент ничего не было, но была потребность, ведь у людей все равно хоть какие-то деньги, но были. Начинала я, конечно, не с книг, а, как и все, с рыбы, с нашей знаменитой воблы. Можно было привезти что угодно: от конфет и печенья. Но я из такой семьи, где мама педагог, и она была против, говорила, что это все спекуляции. В ее голове это не укладывалось.
В Атырау на тот момент ничего не было, но была потребность, ведь у людей все равно хоть какие-то деньги, но были
Я говорила, что всего три месяца нужно потерпеть. У меня были сжатые сроки, чтобы доказать маме, что можно зарабатывать и жить лучше, при этом нужно было что-то придумать, чтобы показать, что я не спекулянт.
Помню, как я возила шкуры лис в Самару и продавала это на рынке. Там была знаменитая Поляна Фрунзе с большим книжным рынком. На тот момент у нас в Атырау есть было нечего, а тут с таким интересом ели «духовную пищу». У меня было немного денег, и я прихватила своему сыну пару книжек с иллюстрациями.
В Атырау как раз закрылся популярный книжный магазин «Кітаптар». И в следующий раз я поехала не зарабатывать, а привезти духовной пищи другим, тогда еще коммерческой цели не было.
Я начала свою деятельность чуть позже, в 1993-1994 годах. Я привезла книги, это было тяжело. Помню, как я нашла тележку с большими прорезиненными колесиками. Я так радовалась этой своей первой «машине», тому, что у нее удобные колеса.
О 90-х
Было страшно. Я не знала всех этих слов: «рэкет», «малява». Я говорю о мелких группировках, которые промышляли на дорогах. До Самары было 800 километров, и всех нас ждали с автоматами. Все отправляли грузы с автозапчастями, водкой и продуктами на «Газелях». А на моей машине не было написано, что у меня книги, и спрос был такой же, как и со всех. Когда меня в первый раз остановили, потребовали «маляву», я со своим воспитанием даже не знала, что это.
Когда я пришла закупаться на склад, рынок уже закрылся. На тот момент в России появились первые книжные склады, закрытые, не на улице. Они росли, росла и я. Тогда я приобрела не «Жигули», а «Газель».
Каждый раз у меня все удачно заканчивалось с этими группировками. Когда вскрывали машину, открывали, требовали деньги или поделиться товаром, содержимое вводило в ступор всех. Меня спасал такой вид деятельности. Когда я ездила, все знали, что едет книжница. Меня называли «Королевой макулатуры» и пропускали на таможне.
О бизнесе
Первую книжную лавку я открыла в 2003 году. Бизнесмены 90-х стартовали в непростых условиях и смогли добиться неплохих результатов. Я же шла к открытию долго, потому что у меня был на руках ребенок.
В 2005 году я поняла, что нужно открывать еще один магазин в другом районе.
К сожалению, в мои магазины тяжело попасть, потому что они находятся в старых домах, которые себя изжили.
Сейчас люди хотят заходить во что-то светлое, красивое, поэтому у нас впереди большой, грандиозный проект.
Параллельно мы открыли другой бизнес. В прошлом году возникла идея открыть магазин «Товары для праздника» — 160 кв. м. светлого, красивого помещения. Многие приезжают и говорят: «Такого магазина нет даже в Алматы и Астане». Там вы найдете все, что необходимо. Это приятный бизнес.
Два магазина — книжный и посвященный праздникам связаны с детьми и стоят рядом друг с другом. В книжном магазине у нас много товаров для творчества: для рисования песком, красками, для оригами и квилинга.
О жизненных принципах
Я оптимистичный человек и верю, что хороших людей в мире больше. Главное не сдаваться и всегда идти вперед, я убедилась в этом на личном опыте. В юности я читала романы и классику, а в детстве мне нравилась сказка «Три орешка для золушки», я ровнялась на нее и верила, что если буду такой же трудолюбивой как она, то обязательно добьюсь успеха. И так оно и случилось. Одним словом, важно трудолюбие.
Одним словом, важно трудолюбие
У меня колоссальная нехватка времени. Я интересуюсь всем подряд, но успеваю читать только аннотации. Даже когда я куда-то уезжаю, могу взять три книги и привезти их обратно, ни разу не открыв, потому что настолько сильно устаю. А в отпуске я, как настоящий трудоголик, вечно беспокоюсь и переживаю о делах.
О планах
Мы планируем открыть детский книжный клуб — уникальный творческий проект, который вдохновит на чтение и еще раз докажет, что книга — лучший подарок.
Я за то, чтобы люди общались в таких магазинах. Мы хотим устраивать мастер-классы, презентации.