Array
(
    [SRC] => 
    [WIDTH] => 0
    [HEIGHT] => 0
)

Стиль жизни

Big Som о том, как совмещать рэп с работой нефтяником и купить баскетбольный клуб
29667

21.08.2018

Big Som о том, как совмещать рэп с работой нефтяником и купить баскетбольный клуб

Самсон Аракелян, Big Som, 40 лет, родной город — Актау, рэпер, президент Федерации баскетбола Мангистауской области, технический делегат FIBA

IMG_5303.jpg


О том, как все начиналось


Я родился и вырос в Актау. Это многонациональный город, который строила молодежь СССР в 60-х годах. Фактически, там были все: казахи, армяне, азербайджанцы, чеченцы, украинцы, русские, киргизы. Эта мультинациональная культура повлияла на меня и мое воспитание. Я никогда не занимался музыкой и до сих пор не знаю нот. И даже вокалом я начал заниматься только сейчас.

В какой-то момент я увидел hip-hop и рэп по кабельному телевидению. Это были Chris Cross и MC Hummer. Я был в хорошем культурном шоке. Я увидел, что это не только музыка — это образ жизни, в котором смешивались и спорт, и мода, и звук, и энергетика. Это меня поразило, и я сильно захотел подражать. Лет до 19 каждый день по несколько часов я слушал эту музыку и был меломаном именно hip-hop и рэпа. Баскетбол я тоже полюбил, потому что он был рядом с рэп-музыкой.

В моей жизни есть этапы, которые длятся по четыре года. Мне в жизни часто везет. К 19 годам произошел один из таких удачных моментов. Я встретил парня, который предложил мне работу ди-джея со словами: «Я знаю, что ты любишь музыку. Открывается новое заведение на берегу моря, что-то вроде open air — «Каспийский берег». Мы организовываем охрану, а на выходные нужен ди-джей».

gDsN49CCzAQ.jpg

Я просто хотел помочь приятелю, а получилось так, что я стал самым популярным ди-джеем. Я был ди-джеем из народа, который привел с собой сто друзей, а те — сто подруг. А в месте, где собирается 200 человек и играют что-то новое, появляется тусовка, а остальной город просто хочет туда попасть. На тот момент в Актау проживало примерно 150 тысяч человек, а мы собирали на выходных по 1000-1500 человек.

Я, как ди-джей, начал понимать, какая музыка нравится людям, и стал сочинять рэп. Это были еще не песни. В песенных промежутках, когда играла музыка, но не было слов, а играл только бит, я читал свой рэп.


О рэпе и музыке


Все в том же 1998 году я познакомился с рок-группой. Мы решили, что из моих текстов можно попробовать сделать песни. Мы организовали живой концерт, и после него я решил, что нужно записаться. Тогда мы и не знали, что музыку можно делать самим. Мы брали музыку популярных рэп-исполнителей и по кусочкам склеивали песню.

В 90-х молодежь жила по-другому. Было много разных уличных историй. У моей первой песни грубое название, а повествовала она о девочке, которая была как сестренка, но прошло время, и она стала приезжать с разными ребятами на разных машинах.

Первую песню я записал в Доме культуры имени Абая. Там был компьютер, аппаратура. Меня переманило туда руководство Дома, потому что оно хотело, чтобы я делал там вечеринки. Они устраивали вечера, но всех их клиентов переманил я.

Как у всех, у меня к своему творчеству довольно предвзятое отношение. Мне казалось, что это банально и неинтересно. Однако на каждой вечеринке стояла очередь. Были девушки, которые заказывали у меня мой трек, предлагая деньги, алкоголь. Я понял, что людям нравится, и начал записывать песни каждый месяц. Они разошлись на кассетах — интернета еще не было. Так я стал для людей рэп-исполнителем, который говорит о чем-то новом, о чем не говорят другие.

Параллельно я работал юристом по гражданским делам — адвокатом. В то время процессы выигрывались возможностью иметь доступ к судебным секретарям, девушкам до 25 лет, которые помогали судьям в делопроизводстве. И все они веселилась на моих вечеринках. За первые полгода я не проиграл ни одного дела. И тогда в компании я стал «молодой звездой», у которой карьера резко пошла вверх. Этот случай показал мне то, насколько сильно может помогать музыка.

Этот случай показал мне то, насколько сильно может помогать музыка


Чем больше у меня было песен, тем популярнее я становился. Я начал делать вечеринки, выступать отдельно и давать концерты. Это все вышло за пределы Актау.

Первое время я выступал просто как Самсон. Потом молодые ребята предложили создать объединение нескольких групп. И я был старшим в компании, даже когда мне было 20 лет. Они мне сказали, что хотят связать название со мной, потому что я старший. Меня сокращенно звали Som. Это пришло из баскетбола, потому что в игре говорить «Самсон» слишком долго. Мы начали называться Som Clan. Мы стали больше гастролировать по западу Казахстана. В Казахстане нас особо не знали. Но при появлении интернета сразу же пошел большой отклик из России.

На одном из форумов я увидел, что группа «Каста» собирается сделать сборник среди групп, которые присутствуют в интернете из СНГ. Понимая уровень и направленность Hip-Hop-а на территории России на тот момент, стало ясно, что для сборника нужен бронебойный трек. Он должен быть не похож ни на что и иметь энергетику. Мы сделали трек «Покажи мне деньги» и отправили его на почту. Нам позвонил Влади и сказал, что это круто: «Давай нам еще такого».

После того как мы вошли в этот сборник, который издавался на CD, пришел сумасшедший успех. Нас заметили многие продюсерские центры и пригласили выступить на двух фестивалях: на Красной площади — Adidas Streetball Challnge, и на культовый международный фестиваль «Кофемолка».

ddpMNAT0KBE.jpg

Это был второй этап — 2002-2003 годы. Когда мы поехали в Москву, нас встречала группа фанатов из 30 человек. Мы были в шоке. Выступали мы днем, но было уже много зрителей, а после выступления ко мне подошли сразу три продюсера, в том числе организаторы фестиваля, с круглыми удивленными глазами. Они сказали: «Ребята, вы просто разрываете! Давайте подписывать контракт». Но я попросил немного подождать, потому что понимал, что вечером приедет группа «Каста», и у них тоже есть к нам предложение. Так и получилось.

На тот момент «Каста» была культовой и топовой группой российкого hip-hop-а, как и их лейбл Respect Production. Я подписался. Альбом вышел под этим лейблом.

Мы также поехали на «Кофемолку», и по приезде, когда встретили судей, они нам сказали, что знают наши песни наизусть, и вопросов, кто выиграет фестиваль, возникать не должно. Мы забрали победу.

Только после всего этого, спустя год, когда мы загремели в Москве, нас начали приглашать в Алматы. Это типично для Казахстана. Вся новая казахстанская музыка приходит в Казахстан через Россию, Китай: Скриптонит, Jah Khalib, Димаш. Только потом мы понимаем, что это круто.

В тот момент hip-hop не был таким прибыльным, и я десять лет параллельно работал нефтяником. Я работал по вахтам, ездил на концерты. Я делал паузы в музыке сроком в 2-3 года.

После очередной паузы я перешел в бизнес, открыл студию и снова запустил музыкальную карьеру. Я начал работать со Skif-ом, как с исполнителем. И у меня рядом появился соратник. В 2008 году мы с ним открыли студию Doma Doma и на полгода засели писать материал. Популярный трек 7292 Aktau Doma Doma был шутливым и предназначался для актауских, и на него никто не ставил. Мы просто хотели сделать песню, которую понимали бы только актауские.

IMG_5439.jpg

Я тогде еще стал директором федерации баскетбола и открыл Федерацию баскетбола Мангистауской области. Пошла работа, и федерация баскетбола решила отблагодарить меня и отправила как одного из менеджеров на чемпионат баскетбола вместе с национальной сборной Казахстана.


О популярных треках


Мы выпустили трек 7292 Aktau Doma Doma как раз перед поездкой со сборной. Я улетел в Новую Зеландию и вернулся только через месяц. Когда я приехал и вышел из машины, я услышал, что она играет отовсюду. Тогда я понял, что случилось. В Актау эта песня была везде, а потом она понравилась остальным. Позже мы выступали в Китае, Лондоне, Санкт-Петербурге, в больших городах страны, и люди воспринимали песню не как актаускую, а, особенно за рубежом, как родную песню из Казахстана. Получилось так, что песня стала неофициальным гимном или синонимом слова «Актау».

Когда пришел успех, мы много гастролировали, но выступали в узкой направленности. Я достиг определенных высот, и надо было возвращаться в нефтяную сферу и зарабатывать деньги. Однако перед уходом хотелось зайти на чужую территорию: без продюсера, без музыкального образования зайти в сферу поп-музыки. Мне хотелось попробовать сделать песню, которая войдет в поп-сферу, но в ней также будет присутствовать рэп. Тогда я начал работу над треком «Один».

Луина, начинающая и быстро прогрессирующая певица, в свои 13 лет приходила на мои концерты. Мы списались, я показал ей трек и объяснил, что, чтобы слушатели могли понять рэп-часть, нужен крутой припев. Я видел ее в качестве исполнительницы припева. Мы начали работать, нам помогал Son Pascal. Тот трек, который получился в итоге, стал для меня одним из самых ценных. У меня получилось то, что я задумывал — трек попал в топ поп-песен. В 2012 году я сделал трек с Луиной, Карандашом, L’One-ом, ST, и это был третий этап. А после этого я, погастролировав, вернулся в бизнес и баскетбол.


О баскетболе


IMG_3475.jpg

Я начинал играть в баскетбол на улице. Однако позже я успел два сезона поиграть в Высшей Лиге Казахстана в составе баскетбольного клуба Kaspiy.

Позже, когда у меня появилась музыкальная популярность, вице-президент федерации баскетбола, будучи в Актау, предложил мне возглавить федерацию. Ему нужны были местные люди, и он видел, что я люблю баскетбол. Но я первое время сопротивлялся, предлагал себя в качестве спонсора, но потом он убедил меня, сказав, что я умею коммуницировать с людьми. Сейчас идет десятый год, как я возглавляю федерацию. Одной из моих целей было возглавить клуб Kaspiy, и два года назад я стал директором клуба. В прошлом году я стал его управляющим. Баскетбольные клубы приватизируются, и я в процессе того, чтобы стать владельцем клуба.

Баскетбол дал мне многое: друзей, соратников и людей, которые меня поддерживают. Через баскетбол я находил бизнес-партнеров. Играя на площадке, можно сразу увидеть, какой человек в жизни: может ли он делать подлости, готов ли он подать руку, единоличник он или нет.


О важных проектах


G0018484.JPG

Есть два проекта, которые сделали меня популярным. Первый — это Aktau Open Fest, фестиваль музыки и спорта, который в 2016 году собрал 100 тысяч человек. Я не мог представить, что 30 тысяч человек могут собраться перед сценой, чтобы послушать рэп.

Я не мог представить, что 30 тысяч человек могут собраться перед сценой, чтобы послушать рэп


Второй проект — международная карьера в сфере баскетбола и культурного менеджмента. Я единственный в Средней Азии, кто получил лицензию на работу техническим делегатом в FIBA. В этом году я организовывал баскетбольные матчи сборных при квалификации на Олимпиаду в Индии, Ливане. В сентябре я буду организовывать в Филиппинах. Я полностью организовываю event-ы со стороны FIBA. Для меня это была цель, к которой я шел, жертвуя музыкой.

94bfd8ae-72e3-48ad-b6da-cf523a077a82.jpg


О принципах


Я работал в иностранных компаниях и представил, что через десять лет я буду в том же самом кресле, с той же зарплатой, и все будет хорошо, но буду ли я удовлетворен жизнью. Мне было 38 лет. Я понял, что лучше попробую делать только то, что мне нравится. Это было востребовано, а в «кабинет» я всегда могу вернуться. Сейчас мне 40, и я занимаюсь только теми проектами, которые мне нравятся. Любая работа подразумевает рутину и стрессы, отличие заключается в результате и удовлетворенности. Нынешняя работа позволяет проявлять креатив и превращать мечты в реальность.

Нынешняя работа позволяет проявлять креатив и превращать мечты в реальность


В детстве у меня была мечта, чтобы на берегу моря была крутая баскетбольная площадка, как в Штатах. Мы ее построили. «Самрук» помог мне. Сейчас эта площадка — центр движения молодежных субкультур в Актау. За вдохновением мы периодически выезжаем к нашим друзьям в Россию и Латвию.


О планах


Я снова начинаю работать с музыкой. И следующими целями нужно ставить музыкальные. Думаю, до конца года я что-то выпущу.

Мы работаем еще над одним проектом в Алматы, который связан с баттл-рэпом. Мы хотим вывести его в Казахстане на нужный уровень, мы хотим конкурировать с Россией. 19 августа мы провели первые съемки. В проекте я участвую в качестве партнера, поддерживаю ребят.

Это то, что я могу сделать для развития hip-hop-культуры. Может, это будет проект не для всех, но он будет достойным. Для участия рэперы должны заявить о себе. Я сам прошел весь путь от начинающего рэпера до того, что имею сейчас, через интернет. Если делаешь круто, то тебя заметят и позовут.

Меню

Люди WE

Профессионалы

Город 24

Возможности

Наши в мире