Сауле Мусина, 53 года, родной город — Астана, родолог-консультант, психолог-практик, Президент Лиги профессиональных родологов Казахстана
Мой родной дед — Татепбай Садыканов, 1894 года рождения, воевал в Великой Отечественной войне. Он был призван Кордайским райвоенкоматом Джамбульской области 15 июля 1942 года в возрасте 48 лет. На войне он был рядовым.
О его пути на войне практически ничего неизвестно, он пропал без вести. Позднее бабушка писала много писем, заявлений в райвоенкоматы, но все ее просьбы оставались без ответа. И я, уже будучи членом поискового отряда «Мемориальная зона» при Евразийском Национальном университете, под руководством Майдана Кусаинова, учитывая огромную информацию на сайтах ОБД memorial.ru, нашла информацию о своем дедушке. Он героически погиб и был захоронен в селе Ловать, Жиздринского района, Орловской области 15 августа 1943 года.
Когда дедушка не вернулся с войны, бабушка осталась вдовой, а его трое детей — сиротами. Старший сын Курмаш в возрасте 22 лет тоже ушел на войну и в мае 1945 года погиб.
Естественно, все тяготы военных и послевоенных лет легли на плечи моей бабушки и ее детей, моему отцу тогда было десять лет.
У меня есть еще один дедушка по маминой линии — Несипбай Нурбеков, который в возрасте 45 лет в 1942 году тоже ушел на войну и без вести пропал. По нему информации нет, я нахожусь еще в поисках и надеюсь, что в ближайшее время мне удастся что-нибудь найти.
В апреле 2015 года поисковый отряд «Мемориальная зона» наградил медалями наших дедов. После получения наград, имена моих дедушек были высечены на обелиске, возведенном в честь 70-летия Великой Победы.
Я — член координационного совета «Бессмертный полк» с прошлого года. И в этом году я собираюсь принять участие в акции во второй раз. С каждым годом эта акция принимает все больший размах. Потомки ветеранов войны и тыла выходят с их фотографиями на улицы города, и, когда эти люди несут портреты своих предков, внутри человека просыпается сильный дух, гордость, что каждый человек, который участвует в этом движении, чтит память героев. Это движение пробуждает родовую память, дух рода, дух народа. Дальше это передается потомкам, нашим детям, внукам, которые видят это и участвуют в этом процессе. Я горжусь нашими героями и выражаю огромную благодарность им за все, что они сделали для нас.
Арман Абдыкалыков, 46 лет, родной город — Боровое, преподаватель Национального университета обороны
Мой дед — Ануарбек Абдыкалыков, 1912 года рождения, уроженец Акмолинской области Енбекшильдерского района. В 30-х годах служил в армии, после чего отучился на механизатора. В годы коллективизации были созданы первые колхозы, появилась первая техника. Дед был тогда первым в колхозе трактористом-комбайнером. В августе 1941 года Ануарбек был в числе первых призван на фронт в возрасте 29 лет. От него неоднократно приходили письма, но они не сохранились, кроме газетной вырезки с его фотографией с подписью: «Отважный воин-казах, командир взвода — старший сержант Ануарбек Абдыкалыков». В июле 1944 года родные получили от него последнее письмо о том, что он выписывается из госпиталя и направляется на фронт. Из похоронки узнали, что он был командиром стрелкового взвода 524 стрелкового полка, 112 стрелковой дивизии, 22 армии Западного фронта. Старшина Ануарбек Абдыкалыков погиб 18 июля 1944 года, похоронен севернее окраины села Порады, Бусского района, Львовской области.
Ануарбек по характеру был спокойным, веселым, открытым, улыбчивым, трудолюбивым и ни с кем не конфликтовал.
Несколько лет назад, до поездки в Украину, я узнал о своем деде. Раньше никогда дома о нем не говорили. Отец делал запрос в центральный архив Министерства обороны Российской Федерации, где подтвердили информацию о месте его захоронения. Потом сделали запрос во Львов, откуда получили ответ, что во Львовской области село Порады не значится. На этом попытки найти могилу прекратились. В 2013 году я связался со своими коллегами во Львове в Главном управлении ГОЧС Львовской области, которые дали мне положительную информацию. И в августе 2013 года я поехал в город Львов, где меня ждал приятный результат. Оказывается, до войны в том Бусском районе был хутор Порады, который немцы сожгли. После на этом месте ничего не осталось, и хутор не возрождали. В послевоенное время было перезахоронение останков погибших солдат в братскую могилу, которая сейчас находится близ кладбища районного центра Бусское. На этом кладбище есть мемориальная плита, где высечена фамилия моего деда — Ануарбека Абдыкалыкова.
В этом году я в первый раз буду участвовать в акции «Бессмертный полк». О ней я узнал из СМИ, а также от Алии Нурпаевны, члена координационного совета. В каждом из нас живут наши предки, те, о которых мы знаем и помним. Я думаю, что акция «Бессмертный полк» возникла не случайно, через потомков проявляются их деды, которые шли в бой ради защиты своей Родины, с верой в светлое будущее. А теперь у внуков проснулись дедовские гены, гены героев, мужественно прошедших тяжелые испытания, выпавшие на их долю. Благодаря нашим дедам была одержана эта трудная победа. Эта гордость породила акцию «Бессмертный полк».
Алия Нуралиева, 33 года, родной город — Павлодар, нотариус
Садуакас Бектасов — родной брат моей бабушки, которая меня воспитала. Он еще был совсем молодым, даже не успел обзавестись семьей, когда его призвали с Павлодарской области, Иртышского района. Будучи в составе русского партизанского батальона, они дошли до Югославии и пали 25 января 1945 года при защите от фашистов города Триест. Бабушка всю жизнь его искала и ждала. Мы отправляли запросы, наши родственники ездили на поиски в советское время. Никто из близких ничего о нем не знал вплоть до 90-х годов прошлого века, когда по почте домой пришли книги из Москвы, где была информация о том, что он похоронен на территории Северной Италии, в городе Отлица.
В мае 2013 года, мне представилась возможность посетить Европу. В Интернете я нашла информацию о том, что ему и людям из его партизанского отряда установлен обелиск в городе Триест, Италия. Добравшись до места, обыскав весь город, я забрела на военное кладбище, и там нашла установленный обелиск, где среди фамилий участников Великой Отечественной войны я нашла и фамилию деда. Помимо этого памятника, там много могил, где похоронены люди, у которых казахские, а может быть киргизские, азербайджанские, узбекские, чеченские, ингушские имена и фамилии.
Потом я поехала в Северную Италию, искать область Гориция, деревню Отлица. Приехала, а это оказалась крайняя станция Италии, граница Италии и Словении. Работники полиции объяснили, что Отлица сейчас — это земля Словении, и мне необходимо ехать в Словению, хотя раньше Отлица принадлежала Югославии. Я пересекла границу и попала в словенский город Нова-Горица. Там нашла организацию «Звезда борцев» с бессменным руководителем господином Рино Великоня, которые посвятили всю свою жизнь поиску, анализу и систематизации сведений о ВОВ, участниках и сохранении светлой памяти о тех событиях. К сожалению, времени у меня было не так много, и мы не смогли подняться в горы, где можно было поискать могилу моего дедушки, а в их списках, где есть информация о расположении большей части захоронений в горах, его, к сожалению, не было. Я пообещала, что приеду еще, и мы обязательно найдем место, где похоронен мой дедушка.
Сотрудник организации переживал, плакал, рассказывая о тех военных годах. Он рассказывал, что помнит, как русские солдаты и солдаты с азиатской внешностью из партизанского отряда пришли к ним в деревню, и его родители, односельчане, простой народ помогали им, кормили, лечили, скрывали их пребывание, так как на них велась «охота» последователей Муссолини и прочих фашистских организаций.
Мое участие в акции «Бессмертный полк» случилось благодаря родологу и члену координационного совета – Алие Сагимбаевой и координатору акции и журналисту – Аиде Баймаковой. Я у них поинтересовалась, узнала информацию и записалась в волонтеры. В прошлом году 9 мая мы прошли от ТРЦ Astana Mall до монумента «Отан Ана», участников было очень много, чувствовалась неподдельная боль, слезы, все были вовлечены в этот процесс. Все пришли с фотографиями разных размеров и оформления, кто-то с ленточкой, с флажками.
Эта акция, несомненно, величайшее дело, бесспорная связь поколений в наше время. Эту акцию мы должны были возродить сразу после окончания войны. Практически в каждой семье постсоветского пространства есть люди, связанные с этой войной. Дай Бог, чтобы не было войн, чтобы эта акция была предотвращением событий такого рода. Наше участие в этом движении — это увековечивание памяти наших героев. Для меня это важно и очень благодарна за это всем организаторам этого мероприятия.