Бекзод Арипжанов, 26 лет, родной город — Тараз, переводческая компания
О бизнесе
Бизнесом я занимаюсь около четырех лет. Один из последних моих проектов — это переводческая компания. В список наших услуг входит письменный, последовательный, синхронный и сурдоперевод. Мы переводим с 53 языков мира.
Моя семья повлияла на то, что я стал заниматься бизнесом. Мой отец всю сознательную жизнь занимается бизнесом. Бизнесом я начал заниматься не сразу. Потому что, чтобы начать заниматься бизнесом, нужно приобрести определенные навыки в продажах, маркетинге, какая-то часть — это юридические и бухгалтерские навыки.
В 2015 году 2 апреля, хорошо помню этот день, мы сняли 10-квадратный маленький офис. На сегодняшний день мы заработали достаточный авторитет. К нам обращаются такие большие организации, как Национальное бюро по противодействию коррупции, Министерство внутренних дел, Генеральная прокуратура, АО KazInvest, Федерация тяжелой атлетики, Федерация греко-римской борьбы и многие другие. Клиентов много и род деятельности у всех разный.
О сложностях
На данный момент сложностей нет. Сейчас большой, средний и малый бизнес активно поддерживает государство. То есть, если ты, будучи молодым предпринимателем, обращаешься в большие организации, предлагаешь новые пути предоставления услуг, то все к этому относятся вполне адекватно.
О будущем страны
Безусловно, сейчас молодежь, наше поколение, строит будущее страны. Потому что у молодежи взгляд на ведение бизнеса уже другой, более креативный. Мы смотрим на проблему иначе, предлагаем пути предоставления услуг инновационными методами, все упрощаем. А старшее поколение предпринимателей всегда остается для нас примером, стараемся обращаться к ним за советами.
В Казахстане много успешных предпринимателей, которые намного младше Независимости нашего государства. Молодым предпринимателям легче работать, потому что мы не осознаем всей серьезности ведения бизнеса в столь раннем возрасте. У меня у самого вначале все так и было. То есть мне это нравилось, я начал активно изучать рынок, в первую очередь, я изучил, чего не хватает переводческим компаниям.
Совет ребятам, которые хотят начать бизнес, но, по их мнению, у них нет средств или образования: сейчас много государственных программ, которые обучают предпринимателей. В первую очередь, это всем известный фонд «Даму». У них есть центр обслуживания предпринимателей, где можно найти ответы на все интересующие вопросы относительно предпринимательства, особенно — юридические.
Даурен Лесхан, 26 лет, родной город — Тараз, бизнес-консультант
О бизнесе
Полноценно бизнесом я начал заниматься этим летом, после того как окончил университет и получил диплом.
У меня бизнес в нескольких направлениях. Первое — это финансовый консалтинг, система бюджетирования, второе — финансовый аудит и третье — логистика. С 2015 года я частично вникал в этот бизнес, практиковался. Консалтингом и аудитом я заинтересовался, потому что мой брат — экономист, начал заниматься этим бизнесом. Тогда я еще учился в Назарбаев Университете.
А интерес к логистике у меня с детства, потому что мой папа — инженер, и я любил ходить рядом с машинами, что-то чинить, подавать ключи. Конечно, еще повлияла стратегия Президента, что Казахстан должен стать транспортным хабом евразийского континента. Казахстан должен уметь представлять транспортный бизнес в хорошем свете. И я хочу стать частичкой этой отрасли.
О сложностях
Самая первая сложность в бизнесе — это сам человек. У человека должна быть сила воли, дисциплина, креативность, он должен точно знать, чем заниматься и как.
Бывает еще одна сложность — нехватка знаний в законодательстве, но можно обратиться в те же государственные органы, где могут помочь бесплатно.
Проблема 26-летнего в том, что он думает, что сможет перевернуть весь мир, что он самый крутой и лучше него никого нет.
О будущем страны
Я бы пока не сказал что мои ровесники, ровесники Независимости страны, создают будущее. Старшее поколение создает будущее, условия для хорошего будущего, а мы будем дальше поддерживать эти условия.
Я состою в совете астанинского филиала «Жас Отан» и являюсь автором проекта mentor.kz. Когда я учился в университете, видел, что много ребят ездит в Индию, в Африку на менторство. И я подумал, почему мы, казахстанцы, внутри страны не можем отправить ребят в село на неделю, чтобы они там открыли глаза ученикам, сказали, что учиться — это легко и важно. Если простой казахстанский студент сможет взять под ментерство парня или девушку в подростковом возрасте из села или района, у них появится возможность разговаривать с тем, кто достиг больших успехов. И появится надежда, что и он сможет достичь того же.
Оразова Дина, 26 лет, родной город — Костанай, детская творческая студия «Смайлик»
О бизнесе
У меня своя детская студия творчества «Смайлик». Открылись мы шесть месяцев назад. Дети у нас занимаются с 3 до 16 лет. Я сама по профессии педагог, раньше занималась именно детским развитием с детьми помладше, от восьми месяцев до школьного периода.
Сейчас захотела попробовать себя в другой сфере, где дети уже постарше и, соответственно, программа у нас уже другая. Наша миссия заключается в том, чтобы научить детей выходить из зоны комфорта. Раньше я делала акцент только на развитии, а сейчас детки занимаются танцами, актерским мастерством, дефиле, этикетом и хореографией.
О сложностях
Когда мне было 20-22 года, были сложности с наймом сотрудников, потому что, в основном, все они были старше меня.
О будущем страны
Недавно я была на бизнес-тренинге одного молодого российского тренера. И у нас в потоке было большинство молодых предпринимателей. Было приятно видеть их. А мы возле них в свои 26 лет выглядим уже взрослыми.
Балтаев Айдос, 26 лет, родной город — Талдыкорган, предприниматель ТОО «КОП», заместитель председателя молодежного крыла «Жас Отан» города Астаны
О бизнесе
Бизнесом я начал заниматься с 18 лет. Я начинал с маленькой типографии, в которой работал я и еще один человек, потом начал расширяться, и наша типография стала одной из наиболее крупных на рынке Астаны. А когда типографий стало очень много, как аптек — в каждом жилом доме, работать стало сложнее, и я переквалифицировался. Решил продолжить семейный бизнес — швейное производство. Мы специализируемся на производстве специализированной одежды: военного назначения, нефтехимического и строительного. На базе нашего предприятия работают 35 человек, из них 90% сотрудников — люди с ограниченными возможностями первой и четвертой категории. Мы не пользуемся никакими льготами. Это просто наша гражданская позиция, социальная ответственность бизнеса, позиция нашей семьи. Еще два года назад я осуществил свою детскую мечту и решил приобрести цирк-шапито на 1500 посадочных мест. Мы гастролируем по Казахстану, выступаем и у нас свой зверинец: 8 львов, 8 лошадей, собаки, змеи и птицы.
Моя мама — бизнесмен, поэтому я с детства в этой атмосфере. Я пробовал работать в государственных компаниях, в частных, но это было непродолжительно, и я понял, что это — не мое.
О сложностях
У нас работает почти 100 человек на всех предприятиях, и я как предприниматель несу за них ответственность. За тех людей, которые в меня поверили, которые работают на меня. Я знаю, что обязан обеспечить их работой, и это — самый мотивирующий фактор, который заставляет просыпаться утром и идти.
В бизнесе нет возрастных ограничений или гендерных разделений. Но у нас есть преимущество: мы быстрее изучаем языки, не боимся ехать за рубеж, получать опыт, привозить технологии и пытаться все это адаптировать под наш менталитет, культуру и рынок. Я думаю, преимущество молодежного бизнеса в том, что мы идем в ногу со временем. Старшее поколение занимается бизнесом, которым занималось в советское время, им тяжелее адаптироваться, переквалифицироваться. А у молодежи чувство страха притуплено.