Наталья Премина, 51 год, родной город — Риддер, старший научный сотрудник научного отдела Западно-Алтайского государственного природного заповедника
Наш заповедник расположен на границе с Алтайским краем, в 135 километрах от Усть-Каменогорска. Это кусочек сибирской тайги в Казахстане, в котором сохраняются в естественном состоянии горы, леса, растительность и животный мир. Когда заповедник только создали, сразу же прекратилась вырубка лесов, выпас скота и даже сбор ягод, грибов и орехов для восстановления естественной экосистемы.
Как научный сотрудник, я изучаю то, что нам досталось. А отдел охраны защищает заповедник. Я совмещаю должности научного сотрудника и инспектора охраны.
На территории заповедника стоит семь кордонов, на которых по две недели работают инспектора. Они защищают заповедник от браконьеров и нежелательного туризма. На кордонах дежурят инспектор и пожарный сторож. А на контрольно-пропускном пункте минимум трое. Один проверяет документы, второй обходит территорию, и третий провожает туристов.
Работать в заповедник меня пригласила знакомая. Чтобы попасть на работу в отдел науки, подходит образование лесовода, эколога и биолога. Я работаю в заповеднике с 2001 года. У нас династия лесоводов: моя дочь лесовод в третьем поколении.
Когда мы выезжаем на вахту, то отдыхаем от цивилизации. Если человек любит природу, то не так уж и тяжело обходиться без телефона. Тем более что на кордонах у нас теперь стоят солнечные батареи, а для связи с внешним миром установлены рации. Поэтому мы всегда можем связаться с конторой и решить возникшие проблемы.
Мне нравится наблюдать за растениями и животными. Вольные птицы и звери, растения, которые никто не вытаптывает, лес, который никто не вырубает — все это дарит абсолютно другие впечатления. У природы своя жизнь, свой ритм. Мы в гармонии с природой наблюдаем, иногда помогаем, где-то она нас чему-то учит.
Хотелось бы, чтобы больше внимания обращали на науку. Чем больше инструментов и возможностей проводить серьезные наблюдения, тем интереснее работать. Ведь на должность инспектора идут не за деньгами, а из любви к природе.
Бакытжан Манакбай, 22 года, село Жабаглы, государственный инспектор природного заповедника Аксу-Жабаглы
Аксу-Жабаглы — первый заповедник в Казахстане. Это особо охраняемая территория. Он расположен в западной части Таласского Алатау в Тюлькубасском, Толебийском и Байдибекском районах Южно-Казахстанской области и граничит с Узбекистаном. В заповеднике растет занесенный в Красную Книгу тюльпан Грейга, символ заповедника. Еще растет редкий вид можжевельника — зеравшанская арча.
Я стал инспектором, потому что мой дед работал в заповеднике, и я с малых лет был с ним. Потом я окончил Шымкентский аграрный колледж и пошел по стопам деда.
В работе сложностей почти нет, ведь пять дней в неделю мы работаем на свежем воздухе.
В горы мы поднимаемся на лошадях, мобильной связи и дорог там нет.
В горах водятся архары, горные козлы, маралы, кабаны, снежные барсы, рыси. Каждый день мы видим, что количество животных увеличивается.
Я не хочу переезжать из Жабаглы, потому что мне здесь нравится природа, горный воздух и чистые родники — а что еще нужно?
Ильдар Сраилов, 40 лет, родной город — Алматы, администратор турбазы «Экопарк Чарынский каньон»
Чарынский каньон — жемчужина Казахстана. Уникальность ему придает история, ведь каньон образовался 12 миллионов лет назад.
Я люблю свою работу. К нам приезжают иностранцы со всего света, даже голливудские звезды. Я вижусь и общаюсь с разными людьми, и мне это нравится.
В первое время, когда я только приехал на работу, мне хотелось сбежать, потому что все вокруг было непривычным. Меня окружала дикая природа, и это пугало. Сейчас я настолько привык к жизни в Чарыне, к его дикой местности, что когда возвращаюсь с вахты, то чувствую себя неуютно в городе. Меня напрягает суета и суматоха большого города. А на работе я морально отдыхаю. Мне нравится, что в каньоне почти нет мобильной связи и интернета. Это позволяет сосредоточиться на красоте вокруг.
Я, как и многие до меня, влюбился в Чарынский каньон с первого взгляда. Это неземное место, я советую всем хотя бы раз в жизни увидеть его. Я до сих пор нахожусь под впечатлением от него.