О себе
Я не стремлюсь быть «гениальным» режиссером. Я просто стараюсь быть искренним и честным, говорить о том, что знаю лучше всех — о себе.
Я не стремлюсь быть «гениальным» режиссером
Смысл жизни подобен кинопленке — преобразовывать негатив в позитив. Трудности, комплексы, ошибки — все это можно превратить в опыт и творчество.
Все мои картины — это сакральные признания. Я не скрываю, что был приемным ребенком, что в детстве чувствовал себя некрасивым и болезненно преодолевал изъяны судьбы. Все это я превращаю в сценарные истории, через которые можно говорить о человеческой сути. Возможно, поэтому мои герои кажутся необычными. Может быть, мое призвание именно в том, чтобы не прятать уязвимость и смело говорить о ранимом.
Я стараюсь делать людям приятное, приносить радость другим, а значит, самому становиться лучше. Добро не должно исходить из корысти. Это душевное состояние: ты отдаешь, потому что хочешь сделать кому-то приятно. Для меня важно уважать жизнь во всех ее проявлениях.

Счастье — это умение принимать все проявления в жизни, возможность быть с любимыми.
Счастье — это гармония между внутренним состоянием и внешним миром, возможность жить в согласии с самим собой и своими ценностями.
Мои принципы. Как я живу
В жизни я придерживаюсь одного принципа: все, что мне доверено, выполнять наилучшим образом. Ответственность для меня важнее вдохновения.
Многие думают, что успех приходит от одаренности, но я верю в другое: талант — это трепетное отношение к делу.

Все эти ценности сформировались под влиянием этапов моей жизни. Сначала быть усыновленным и оказаться некрасивым ребенком, что научило искать признание через поступки и внутреннюю красоту. Второе — встреча и жизнь с супругой Айчүрөк, которая стала моим ангелом хранителем и вдохновением. Третье — наследие отчего дома — источник света и тепла.
Трудности я воспринимаю как должное: принимаю и преодолеваю их, не жалуясь. Они закаляют характер, учат ответственности, терпению и пониманию смыслов. Важно, чтобы каждый из нас находил в себе силы не сбиваться с пути и извлекать из сложностей уроки.
О людях в жизни
Отец был для меня примером: строгим, справедливым, честным, олицетворением мужского начала. Мама — воплощением доброты: любила всех, какими бы они ни были. Их мудрость научила меня ценить жизнь.
Кумиров у меня нет. Возможно, ранее творчество Чынгыза Айтматова оставило след в познании философии людских отношений и понимании истинного. Но я шел своим путем, не следуя за авторитетами. Все, чего достиг — результат работы над собой и преодоления комплексов.
Все, чего достиг — результат работы над собой и преодоления комплексов

Особую роль в жизни играет мой сын. Он как актер воплощал мою судьбу на экране, поэтому знает меня со всеми гранями личности. Мы с ним как мастер и подмастерье, только теперь это мне приходится у него учится.
С годами я стал более умиротворенным: все больше ценю людей, но они практически не влияют мое мировоззрение. Я не люблю шумные компании. Предпочитаю уединение в своих краях гнездовья. Но это не отстраненность, а другой способ постижения истины: через наблюдение, понимание и откровение.
Мой путь
Многие деятели искусства говорят, что с детства мечтали о творчестве, но я стал режиссером случайно. В школе рисовал стенгазеты, и хотел поступить в Фрунзенское художественное училище, но не прошел. До армии почти год работал грузчиком на винзаводе в своем совхозе имени Кирова. Там познакомился с художником-оформителем Орозбеком Молдалиевым, который дал мне первые уроки рисования и научил профессионально обращаться с карандашом и акварелью.
После службы в армии я все же получил диплом преподавателя рисования и черчения, хотя по профессии никогда не работал. На третьем курсе начал выставляться, и мою первую работу приобрел Музей изобразительного искусства имени Гапара Айтиева. За картину я получил 500 рублей — по тем временам значительная сумма. На эти деньги я вместе с сокурсниками отправился в Москву и Ленинград, где мы посетили Третьяковскую галерею, Эрмитаж и Русский музей.
В студенческие годы я делал небольшие рисунки для газеты «Советский Киргизстан», иногда незаметно вписывая в них имя будущей супруги Айчүрөк Келдикуловой, а на гонорары покупал ей подарки. В то время я сторонился людей, но пейзаж стал для меня своеобразной отдушиной, местом для созерцания.
После училища я устроился сторожем в творческую мастерскую живописи известного художника Гапара Айтиева при Академии художеств СССР. На эту должность не брали случайных людей: нужно было показать собственные произведения, чтобы получить возможность работать рядом с мастером. Так я оказался в его мастерской. Целый год трудился рядом с Гапаром Айтиевым, изучая технику и получая ценные советы.
В 1980 году по линии Союза молодых художников я поехал на пленэр в Каракуль. Там в поисках гостиницы случайно встретился с Латипом Камаловым, который работал художником-декоратором на съемочной группе фильма «Мужчины без женщин» режиссера Альгимантаса Видугириса. Я поселился со съемочной группой и впервые увидел, как устроен мир кино. Первое впечатление было непростым: группа была разнузданной, атмосфера далекой от «святости» искусства, к которой я наивно стремился. В советское время алкоголь и черный кофе с сигаретами считались частью богемного образа художника. Тогда это сильно меня поразило.
Вернувшись в Бишкек, я пришел в «Кыргызфильм». Устроиться туда было трудно, но художники Джоки Касымалиев и Сүйүнбек Мурзахметова предложили мне работу декоратором на съемках «первой кыргызской комедии» режиссера Каридина Акматалиева. Так я стал киношником в 1981 году и постепенно стал незаменимым человеком на съемочной площадке. Там же познакомился с оператором Аскаром Джангерчиновым, благодаря его поддержке попал в Творческое объединение «Хроника», где должен был работать ассистентом режиссера. Но реальность оказалась иной: летом меня отправляли на сельхозработы, где я стал завсегдатаем сенокоса, уборок урожая и строительства дорог и бордюров.
Со временем я занял позицию художника-постановщика художественных фильмов: визуализировал сценарные замыслы, создавал эскизы, раскадровки, чертежи, строил павильоны на Мосфильме и в киностудии имени Довженко, сотрудничал с мастерами Альгимантасом Ведугерисом и Геннадием Базаровом. Этот период стал важным этапом моего профессионального становления и дал мне системное понимание кинопроизводства.
Моим первым дебютным фильмом стала кинопритча «Бежала собака» — «Собаки видят черно-белым» вместе с Эркином Рыспаевым. Фильм вызвал настоящий фурор: все удивлялись, как мы справились с актерами-животными, тогда как с людьми порой бывает сложно. Позже мы сняли документальные картины для студии «Келечек» Төлөмүша Океева, где поднимались проблемы сельского хозяйства и чаяния жителей.
Каждая работа давала мне возможность познать кинематографические азы, начиная с написания сценария, съемок и монтажа, и укрепило мое восприятия кино как искусства.
Мое дело
Кино — это моя жизнь, а жизнь — это мое кино. Первая трилогия «Вспоминаю и переживаю» о детстве, вторая — «Проживаю и переживаю». Все это моя вселенная и микрокосмос.
Кино — это моя жизнь, а жизнь — это мое кино.
Я позиционирую кино как диалог со зрителем. Моя миссия не в наставлениях и нравоучениях, а в том, чтобы исповедоваться. Если так, почему кино не может быть моей верой?
К сожалению, зрительская культура сегодня деградирует. Многие приходят в кино только ради развлечений, а кино как предмет искусства мало кого интересует. Но суть не массовости, главное быть услышанным.
В живописи есть понятие «чистить палитру». Когда художник одними и теми же красками пишет свои картины, он умышленно избегает привычных цветов и ищет другие оттенки, решения создаваемых композиций, что в итоге приводит и к поиску новых тематических смыслов. Фильм, снятый по мотивам новел Топчугуль Шайдуллаевой «Кара Кызыл Сары» — это тоже попытка придать иное звучание моим переживаниям. В этой картине показана история одного ковра, в котором три цвета, символизирующие повседневную жизнь, чувства и божественный свет, сотканы в единое целое, как орнамент любви. Картина получила главный приз 27 Международного Шанхайского кинофестиваля, где председателем жюри был классик современного кино Джузеппе Торнаторе. Также фильм был выдвинут от Кыргызстана на премию «Оскар 2026» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Я работаю над сценарием будущей картины «Ажар», написанный по мотивам одноименной повести Касымалы Баялинова, которую планирую снять в сорежиссерстве с Мирланом Абдыкалыковым. Этот проект для меня особенно важен, как память Великого исхода Үркүн — трагического события 1916 года, когда многие кыргызы были вынуждены покинуть свои дома и бежать через горы в Китай, спасаясь от репрессий и мобилизации. Эта горестная страница истории оставила глубокий след в судьбах народа и его коллективной памяти.
«Ажар» — сложнопостановочный фильм, требующий большого бюджета и серьезных ресурсов. Историю великой трагедии кыргызского народа хотелось бы снять без компьютерной графики — CGI, чтобы подлинно воссоздать эпоху Великого исхода.
Для меня творчество — это не просто работа. Это способ говорить с миром, быть услышанным и создавать кино, которое живет и влияет на каждого зрителя, кто готов вступить с ним в диалог.
Советы тем, кто начинает свой путь
Познавайте себя. Осмысление своих переживаний, опыта и внутреннего мира позволяет создавать искренние, глубокие и живые истории. Без этого сложно рассказывать о чем-то действительно значимом.
Верьте в себя.