Поговорили с сотрудником ведущего научного центра Узбекистана о его работе и исследованиях. Попросили поделиться советами для тех, кто хочет строить карьеру в науке.
Артем Баев, город — Ташкент, старший научный сотрудник Центра передовых технологий
О себе
Я из семьи ученых. Мой дедушка был исследователем, а дядя занимается наукой в Великобритании и России. Сначала я не планировал посвящать этому жизнь, но, поступив на биологическое направление, понял, что мне близка профессия исследователя.
Я окончил Национальный университет Узбекистана. Там же прошел магистратуру и докторантуру. На сегодняшний день обладаю степенью PhD в сфере биофизики. Но в современной науке сложно сказать, что ты относишься только к какой-то определенной области. Ты просто пытаешься решить проблему разными методами. Помимо биофизики, науки на стыке биологии и физики, я занимаюсь биохимией и клеточной физиологией.
Карьерный путь начал в студенчестве со стажировки в научной лаборатории университета. После магистратуры один из ведущих профессоров страны пригласил меня в свою лабораторию в Институте Биоорганической химии. Через несколько лет я перешел в Центр передовых технологий, где работаю старшим научным сотрудником.
В Узбекистане не так много профильных организаций, где можно работать ученому в моем направлении. В нынешнем центре я состою почти с момента основания. На данный момент у меня уже есть своя небольшая группа, внутри лаборатории «Экспериментальная Биофизика».
О деятельности
Обычно руководитель проекта или заведующий лаборатории формирует большую идею, которую ученые начинают проверять. На данный момент я ставлю такие задачи для своей группы.
Молодые исследователи получают задачи, учатся методикам исследования. Их рутина — проверка научных вопросов, поставленных руководителем.
Лабораторная деятельность заключается в проведении экспериментов, анализе данных, визуализации экспериментальных данных, проведении статистического анализа. Затем следует описание результатов. Этот процесс можно разделить на два этапа — описание полученных данных и их сравнение с научной литературой, доступной на сегодняшний день.
Чтобы осуществить второй этап, исследователю нужно прочитать и понять большую часть материалов по исследуемой тематике — а это сложная задача. В целом, изучение научных трудов и самообразование — часть рутины исследователя.
Ученому зачастую сложно корректно оценить научный результат, так как он не всегда имеет прямое практическое значение. Часто научные данные опережают свое время и могут быть не сразу понятны обществу. Поэтому основной результат нашей работы — публикация в рецензируемом журнале. Ее цитируемость говорит о том, что ваша деятельность кому-то нужна.
Об исследованиях
Одно из основных направлений моих исследований — изучение метаболизма вещества, которое называется неорганическим полифосфатом. Эти вещества имеются во всех клетках нашего организма, а также в клетках других животных, растений, бактерий и грибов.
Во время студенчества я участвовал научном проекте, в результате которого мы обнаружили, что неорганические полифосфаты —это сигнальные молекулы в головном мозге млекопитающих. С их помощью астроциты —вид нервных клеток, общаются между собой. Нам удалось не только зарегистрировать данное явление, но и раскрыть клеточные механизмы данного процесса.
После получения научной степени я написал большой фундаментальный проект на пять лет. Его цель — изучить, могут ли другие клетки нашего организма общаться между собой посредством этой молекулы. Никто другой пока этого не показывал. Возможно, мы станем первыми.
За два года мы доказали правоту изначальной гипотезы
За два года мы доказали правоту изначальной гипотезы. Недавно мы опубликовали статью на эту тему, показывающую, что неорганические полифосфаты могут передавать сигнал внутрь клеток и незрелых Т-лимфоцитов, которые участвуют в формировании нашего иммунитета.
В настоящее время мы продолжаем работать с яйцеклетками и мышечными клетками. В планах — работа с печенью. В исследованиях нам важно не только раскрыть механизмы передачи сигнала, но и понять, как это влияет на физиологические и патологические процессы в конкретных клетках. Такая форма исследований называется фундаментальной — не несущей прямого практического выхода, однако, как показывает практика, именно благодаря таким исследованиям совершаются самые значимые научные открытия.
О науке в Узбекистане
Наука в Узбекистане активно развивается. В стране появились хорошие научные фонды, которые спонсируют науку. Раньше было сложно делать проекты, потому что на них не было средств. Большая часть талантливой молодежи уезжала из страны, чтобы найти работу.
Лет пять назад ситуация изменилась. Ушел лимитирующий фактор в виде денежных ограничений. И теперь в Узбекистане можно заниматься наукой. Создаются новые научные центры. Закупается оборудование. На реализацию хороших идей выдаются гранты.
При этом в стране, как и везде в мире, есть кадровый голод. В Узбекистане мало узконаправленных специалистов. Часто возникают небольшие проблемы вроде сложностей в постановке эксперимента, с которыми мог бы помочь коллега по исследованию. В Великобритании или США целые институты могут заниматься одним направлением. Там всегда есть у кого спросить совета. Но эти моменты можно решить через интернет, приглашая иностранных специалистов.
В стране хороший вектор развития. Я уверен, что через несколько лет начнут появляться существенные результаты. Главное — дать время и не вносить кардинальных изменений хотя бы в ближайшие 10 лет.
В Узбекистане действуют разные научные организации. В основном государственные, работающие под эгидой Министерств. Например, Союз молодых ученых, в который входят все исследователи. Потому что нельзя подавать проекты, не вступив в это сообщество.
Советы молодым ученым
Наука — это интересно. У ученых нет определенного стандарта, которому необходимо следовать. Иногда сложно проследить ожидаемый результат. Поэтому начинающим рекомендую запастись терпением. Не ждите быстрых результатов. Обнаруженное научное явление придется доказывать с разных сторон, а это требует много времени. Так устроен научный подход.
Ранние этапы карьеры могут быть сложными. Вы можете понимать только 15-20% того, что говорит ваш руководитель. Порой можно не видеть смысла в своих экспериментах. Но если упорно трудиться, вы выйдете на новый уровень, когда сможете сами создавать и производить.
Наука — позитивная сфера. Она включает в себя много менторства. В какой-то момент я начал преподавать в вузе, чтобы привлекать талантливых студентов. У вас есть возможность воспитывать молодежь, прививать им новые знания и навыки. Это вдохновляет.
Наука не имеет границ. Деятельность ученого сопряжена с постоянными поездками по миру. Это большой плюс, ведь путешествия дают нам возможность обменяться опытом, погрузиться в новую культуру. Ведь даже незначительные наблюдения могут изменить ваш эксперимент, а впоследствии — вашу страну.