Гаухар Киикова, 31 год, родной город — Семей, специалист по детскому развитию, коуч детей, родителей и подростков
Было
В детстве я мечтала поскорее пойти в школу. Поступила я в гимназию № 6, одну из лучших в Семее. Я училась в экспериментальном классе, и вместо второго мы сразу перешли в третий класс. А уже после седьмого класса мы обучались по профилям, и нагрузка была дикая, каждый второй понедельник проходило по 12 уроков. Но учеба мне давалась легко. Я была олимпиадницей по русскому языку и литературе.
После окончания 11 класса я по программе Flex поехала учиться в американскую школу. И тогда мой мир изменился на 180 градусов, так как до этой поездки я ни разу не была за границей, только в Алматы и Павлодаре. За один год американская школа вытеснила все мои воспоминания о родной школе в Казахстане.
Тогда разница между образованием в Казахстане и США была огромной. Во-первых, для меня было шоком то, что предметы в школе ученики выбирали сами. Есть, конечно, обязательные: математика, история, английский язык. Но даже в них можно выбрать уровень для себя. Каждый идет своим темпом. А физика, химия и биология — это все science, и можно выбрать только что-то одно. Поэтому в США не как у нас, что все универсалы, а в основном узкоспециализированные специалисты.
За один год американская школа вытеснила все мои воспоминания о родной школе в Казахстане
В нашей системе, не только в Казахстане, но и во всех странах бывшего СССР, говорят, что знания — сила. Знания не сила до тех пор, пока вы их не применяете. А возможности применять их практически никогда не было. В США в моей школе сзади парт в кабинете химии была лаборатория, где мы смотрели, как происходят те или иные процессы, описанные в книге. Как это может не понравиться, когда не на пальцах показывают, а все наглядно и понятно.
Стало
Я понимаю, что ни мои дети, ни казахстанская школа не выдержат друг друга. Есть, конечно, вариант — частные школы, но я считаю, начальное образование не должно стоить таких денег, и это одна из причин, почему я хочу, чтобы мои дети получили образование в США. Не хочу, чтобы все, что я вкладывала в них, весь мой труд ушел под откос. И поэтому в этом году летом я уезжаю на докторантуру в США на пять лет, и как раз мой старший сын идет в школу.
Мне нравится образование в США тем, что там есть пять разных систем, и все они легальны — и домашнее, и дистанционное образование, и по системе Монтессори. Еще мне импонирует, что в американских школах огромные территории для занятий спортом, и то, что для того, чтобы стать частью какой-либо школьной команды, нужно поддерживать оценки на хорошем уровне. А если ученик скатывается, его удаляют из команды. Это мотивация, так как если любишь спорт, то будешь хорошо учиться. Еще они получают спортивные гранты, и если ты крут в американском футболе, тебя возьмут в команду, и ты сможешь бесплатно учиться.
Мне нравится образование в США тем, что там есть пять разных систем, и все они легальны — и домашнее, и дистанционное образование, и по системе Монтессори
Один из самых плохих моментов в нашей школе — это то, что дети всегда сидят. А ведь они в таком возрасте, когда должны постоянно двигаться, а им не разрешают этого даже на переменах.
Будет
Мне кажется, в школе должны учить жизни, как делать выбор, быть креативным и нести ответственность за свои поступки.
Нужен другой подход, учитель не должен быть выше учеников, он должен выступать в роли ментора, проводника. Мне кажется, самим учителям было бы интереснее работать, если бы их не сковывали в рамки. Им нужно дать возможность решать какие-то вопросы внутри школы. Еще на учителей оказывается слишком большое давление. Например, переход на трехъязычие. Это классная идея, но как может учитель за три месяца выучить английский, чтобы преподавать физику?
Считаю, что родители также активно должны принимать участие в школьной жизни детей.
Когда появится конкуренция обычной школе — тогда и начнет что-то меняться
Сейчас в Казахстане ребенок может обучаться на дому, только если он недееспособен. Это не нормально, потому что у людей должен быть выбор. И почему не разрешить это на государственном уровне? Когда появится конкуренция обычной школе — тогда и начнет что-то меняться.