Антонина Бойко, 36 лет, родной город — Киев
Последние три года наша семья живет в Сиднее. Мужу предложили там работу, и мы с радостью согласились. Мы мечтали, чтобы наши дети знали английский язык на уровне носителей, поэтому с 18 месяцев мы начали учить старшую дочь английскому по примеру двуязычных семей. Но мы не носители и поэтому могли дать ей знания до определенного уровня.
Сейчас наша дочь ходит в первый класс государственной австралийской школы. Это второй год обучения. Первый год — подготовительный класс. В школу дети могут идти с неполных пяти лет. Некоторые родители стараются отдать попозже, другие — в минимально возможный срок, так как для граждан школа бесплатная, а детский сад стоит от 100 AUD в день. Поэтому государственная школа — это снятие существенной материальной нагрузки. Наша семья — временные резиденты, поэтому для нас даже государственная школа платная. Оплата школы распространяется не на все штаты. Но, несмотря на это, я влюблена в младшую школу, куда ходит дочь.
В Австралии школа поделена на младшую и старшую. Младшая — «кинди» — с нулевого до шестого класса. Потом дети идут в старшую школу, где система отличается. Я расскажу о младшей Primary школе.
Самое главное преимущество — школа дружественна к ребенку. Учеба проходит без давления, и результаты хорошие. Мне нравится, что преподают много прикладных, современных предметов. В первом классе детям дают основы финансовой грамотности. У моей дочери появилось хобби — программирование. Их учат по тем же принципам, что и в вузах, но на примитивном уровне. Также у них были уроки о том, как правильно строить взаимоотношения. Они много рисуют, делают поделки из подручных материалов, изучают среду обитания.
Не все школы в Австралии одинаковые: нельзя гарантировать, что придешь в любую, и там будет удобно и комфортно. Буллинг и плохие учителя есть в любой стране. Нужно искать хорошую школу. Поэтому родители нередко меняют район для жизни ради хорошей государственной школы.
Единственный недостаток, с которым мы столкнулись за два года обучения — это то, что каждый год одноклассники и учитель у ребенка меняется. В конце или начале учебного года детей перемешивают и формируют новые классы. Это делается для развития коммуникабельности. Но есть плюс — если не нравится учитель, то в следующем году может повезти больше.
Некоторые русскоязычные мамы называют недостатком то, что большую перемену дети проводят на улице. Длится она час. Там же обедают, сидя либо на земле, асфальте, либо на обычных скамейках. Столовой тут нет. Но я в этом проблемы не вижу.
Елена Филиных, родной город — Кишенев, Software Engineer
Шесть лет назад в течение трех месяцев мы с мужем объездили практически всю Австралию. Когда вернулись в Россию, родилась дочь, и мысли об иммиграции ушли на второй план. Но я наткнулась на сайт иммиграционного агентства, заполнила оценку шансов, и через год мы с мужем и дочкой получили постоянное резиденство. Решили, что надо поехать активировать визу и попробовать пожить полгода, и остались здесь.
С системой образования в Австралии впервые столкнулась, кода начали искать садик для дочки. В феврале дочка идет в подготовительный класс в школе, ей будет пять с половиной лет. Все занятия будут проходить по обычному расписанию школы, на ее территории.
Мой личный опыт связан только с дошкольным образованием и немного с начальным. В плане дошкольного образования основная разница в свободе и уважении ребенка. Никто не будет заставлять ложиться спать, если ребенок не хочет. На это время будут предложены тихие игры и активности. Детей хвалят даже за мелочи.
Много времени уделяют творчеству и бытовым навыкам: готовке, уборке, самостоятельности. Дочка начала активно предлагать свою помощь: потереть морковку или помыть пол. Часто приходят родители и рассказывают о своей профессии. Полицейские, пожарные, парамедики приезжают на служебной машине и разрешают детям там посидеть и все изучить.
Мягко развивают навыки презентации: каждое утро кто-то из детей рассказывает либо по заданной теме, либо о своих впечатлениях. Ребенок перед всей группой выходит, например, с понравившейся книгой, и всем ребятам рассказывает и показывает ее.
Подготовительный класс в школе внешне почти ничем не отличается от садика: телевизор или проектор в качестве доски, несколько столов, зона для игр, детская площадка перед классом. С одной стороны, у детей остается много игровых активностей, с другой — добавляется много учебных. Учебные моменты представлены в виде игры и общения. У учителя чаще происходит диалог с детьми, а не монолог у доски. Когда что-то объясняется у доски, дети сидят на полу, а не за партами. Учебный день начинается примерно с 08:30 или 09:00 и длится до 15:00. Есть большая перемена на обед, когда дети играют на площадке. Есть продленка с 07:00 и до 18:00, если родителям надо успевать на работу. Неработающие родители волонтерами помогают учителю во время урока.
Перед школой ребенку главное уметь писать свое имя, управляться с ланч-боксом, иметь основные навыки самообслуживания. Остальному учит школа, что для меня огромный плюс! Перед школой есть подготовка к кинди, там как раз всему этому и учат, плюс ребенок привыкает к распорядку. Все проходит мягко. Примерно в третьем классе происходит встреча с другом из старших классов. За каждым закрепляется такой друг, и они общаются, встречаются в течение учебы.
Главный недостаток — отношение к болезням ребенка. Насморк и кашель — не болезнь, таких детей может быть в группе много. Если температура, рвота, диарея или явная вирусная сыпь, то тогда приводить нельзя.
Гигиена во многих моментах далека от идеалов. Никакой сменной обуви нет ни зимой, когда дожди, ни летом. Максимум на зиму просят принести резиновые сапоги и плащи, чтобы дети гуляли в дождь. Часто спят на полу и с собой носят одеяло с подушкой или спальный мешок.
Во многих садиках нет питания, нужно давать еду с собой. С одной стороны, ребенок учится есть сам из ланч-бокса, с другой — ест холодную еду. Отсутствует практика утренников.
Больше всего хотелось бы улучшить ситуацию с питанием, так как в начальной школе дети едят на полу или земле. В остальном дошкольное и начальное образование нравится в разы больше в силу того, что дочка ходит с огромным удовольствием. Для меня это главный показатель того, что там все идет как надо, и мой ребенок счастлив.
Лейла Койшибаева, 51 год, родной город — Алматы, консультант по имиджу, персональный стилист
Я бывший сотрудник банка с 18-летним стажем, решивший сменить сферу деятельности и начать собственный бизнес. Это произошло в 2013 году. Проработав в Алматы в новом качестве около четырех лет, ни разу не пожалела о такой перемене. Сейчас я живу в столице Австралии Канберре.
Я вышла замуж за гражданина Австралии, который родился в Алма-Ате и с которым вместе учились в алматинском Политехе во второй половине 80-х.
В Австралию я приехала с 12-летней дочерью, которая в тот момент закончила 6-й класс алматинской школы. Учебный год в Австралии начинается в первый понедельник февраля. Перед нами стоял вопрос — отдавать ли дочку в школу сразу по приезду, то есть в конце учебного года, или ждать начала следующего. Нам также предстоял переезд в другой район города, и чтобы избежать двойного стресса, мы приняли решение подождать до февраля. Таким образом, каникулы у дочки продлились восемь месяцев. В начале 2018 учебного года она пошла в 8-й класс обычной государственной австралийской школы. Школу мы выбрали по месту жительства.
Поскольку Австралия — федеративное государство, система образования может разниться от штата к штату. Я расскажу о школе в столичной территории. Существует определенный объем школьной программы, которому должны следовать все школы. По предметам это английский язык, математика, наука: физика, химия, биология; социальные науки: история, география, социология и физкультура. Остальные предметы школа может добавлять на свое усмотрение. В нашей школе это: драма, японский язык, кулинария, швейное дело, ферма, медиа, цирк, инструментальная группа, обслуживание населения, искусство, деревообработка.
На каждый семестр ученик выбирает два дополнительных предмета по желанию. За два семестра дочка познакомилась с кулинарией, драмой, японским языком, швейным делом. Изучить эти предметы глубоко за это время невозможно. Преимущество этого подхода в том, что ребенок имеет возможность познакомиться с чем-то новым и понять, что ему нравится, а также выбрать будущую профессию. Дочка увлеклась кулинарией и японским.
Подходы в системе образования в Австралии кардинально отличаются от тех, что используются в Казахстане. Нет оценок, и каждый день спрашивать «Что получила?» бесполезно. Оценки выводятся только в конце четверти, а некоторые — в конце семестра (полугодия). Родители узнают о текущих заданиях, что выполнено, что нет, и когда сдавать работы, по e-mail. Каждому ученику государственной школы в начале года выдали по ноутбуку, и все работы делаются на ноутбуке. С одной стороны, не нужно носить массу учебников и прочей канцелярии, а с другой, дети разучиваются писать, считать в уме. Соклассники дочери не умеют считать без калькулятора, даже умножить на десять. А почерк моей дочери считается идеальным.
Домашние задания практически условное понятие. Иногда их нет вовсе, иногда они занимают пару часов. В сравнении с нашей школой это ничто. Мы привыкли к трем-четырем часам, а то и больше. Общение учителей с учениками на равных — ученики могут шутить с учителями, учителя подкалывают учеников. Внешний вид учителя иной раз может шокировать: татуировки, пирсинг, зеленые волосы.
Форма у каждой школы своя, есть специальные магазины. Форма в частных школах дорогая. Пиджак может стоить 500 AUD. В нашей школе это фирменные футболки, худи, куртки и синий или черный низ, все дети ходят в джинсах.
Главное отличие здешней школы — атмосфера. В сравнении с казахстанской школой она практически лишена стресса, процесс обучения расслабленный. К этому у меня двоякое отношение. С одной стороны, нервная система детей не страдает, с другой, ученики расслабляются настолько, что в последних двух классах им становится сложно, выявляются пробелы в знаниях. Если бы меня спросили, я бы рекомендовала все время держать одинаковый уровень нагрузки, чтобы дети примерно с четвертого-пятого класса понимали серьезность обучения и привыкали работать, а не играть. Мое мнение — наша школа дает больше фундаментальных знаний, здешняя — дает знания шире, но они не глубокие.
Марьяна Кистол, фотограф
В России я работала главным бухгалтером. Шесть лет назад эмигрировала в Австралию, поменяла жизнь и профессию. Теперь я занимаюсь фотографией. Кроме этого у нас с мужем семейный бизнес в сфере строительства. Мы живем в столице Западной Австралии, городе Перте, что на берегу индийского океана.
С системой образования я познакомилась практически сразу. Мы прилетели с дочкой Софией в конце октября, ей было почти четыре года. Я узнала, что нам нужно скорее бежать в школу, подавать документы. Оказывается, в декабре школы закрываются на летние каникулы, а в феврале — начало учебного года. И Софии нужно было идти в кинди-класс при школе. Сейчас дочка оканчивает четвертый класс и через год пойдет учиться в high school. В следующем феврале наш младший сын пойдет в школу первый раз.
В Австралии все по-другому, даже времена года. Лето тут длится с декабря по февраль, а июнь-август — это зима. Учебный год начинается 4 февраля и длится до 18 декабря.
Школы в Австралии работают по английской системе образования. Всего 4 четверти, каждая равна 10 неделям плюс 2 недели каникул. Школа делится на Primary school, с 4 до 11 лет, и High school, с 12 до 16-18 лет.
В кинди занятия проходят по 2 и 3 раза в неделю, всего 5 дней в 2 недели, уроки — с 9 до 3 часов дня. Здания одноэтажные, на большой территории несколько корпусов. У каждого детская площадка с песочницей, качелями, горками, велосипедами и игрушками. Классы все с отдельным выходом на улицу, много игр, книг, поделок, круглые столы человек на пять.
Класс большой, есть кухня. Кроме учителя есть еще два ассистента. С утра они подготавливают тарелку с фруктами для детей. Помогают детям во время занятий. Первые 15-20 минут в классе дети проводят с родителями, играют или читают книги, обводят свое имя в тетради.
Урок начинается с того, что дети садятся на полу вокруг учителя. С собой надо обязательно принести фрукт, бутылку воды и ланч. В классах висят плакаты, объясняющие детям, какая еда полезная, а какая нет.
Дети носят школьную форму, это футболка-поло, юбка или шорты, закрытая обувь и панамка. Зимой есть теплая куртка — бомбер. У каждой школы фирменные цвета формы и эмблема.
София не говорила на английском, когда пошла в школу. И ее отправили в специальный класс, где учитель была подготовлена для работы с такими детками. Софии там понравилось. Через полгода она не только начала говорить на английском, но и читать по слогам и писать свое имя.
Малышей учат терпимости и вежливости, никто никого не дразнит, не насмехается, не дерется. Дети привыкают к школе, много занимаются творчеством, проводят разные опыты: наблюдают, как тает лед на солнце, сажают и выращивают семена, посещают уроки плавания, занимаются спортом, поют, ставят школьные концерты. И даже делают йогу между уроками для отдыха.
В школе уделяется много внимания чтению. Каждый день дети приносят домой по две маленькие книжки, одну надо прочитать за вечер. А ту, что побольше — за неделю. Потом в школе пишут по книге сочинение. Скоро София пойдет в high school, там есть баллы и система намного строже.
Приносить в школу сотовые телефоны запрещено. Детей приводят и забирают родители. В Австралии запрещено оставлять ребенка одного без присмотра до 12 лет. Это грозит лишением родительских прав.
В каждой школе есть хор, и по желанию детей обучают играть на нескольких музыкальных инструментах. Ежегодно проводится большой фестиваль, где поет детский сборный хор на 450 детей.
Еще изучают искусство, танцы, актерское мастерство, рисование, лепку. Я была удивлена, когда дети в шесть лет в школе срисовывали картину Э. Уорхола и пели песни «Битлс».
Много спорта: теннис, легкая атлетика, софтбол, баскетбол, плавание, футбол, нетбол, крикет и волейбол. В отдельных школах есть виндсерфинг, яхтинг. Обязательно учатся плавать и каждый год с четырех лет проходят сертификацию по плаванию.
Много научных опытов и экспериментов, экскурсий. В школе есть огород, где выращивают овощи и ягоды. И даже наблюдают в инкубаторе за куриными яйцами и ухаживают за цыплятами.
Учитель вселяет в ребенка уверенность, что он самый хороший. А ошибки — это нормально. Дети не боятся учителей, и у них нет паники, если они сделали ошибку или не сделали домашнее задание. Подход к детям индивидуальный. Развивают нестандартное мышление и воображение. Для одаренных детей есть специальные программы.
В обычной школе учатся дети с особыми потребностями. У таких детей, как правило, сначала есть отдельный помощник, который помогает им социализироваться. А остальные дети учатся любви, поддержке и доброте.
Австралийская система образования и школьного, и высшего построена по принципу самостоятельного поиска информации и нахождения креативного решения, написания научных трудов. Это намного сложнее, чем прочитать и запомнить параграф в учебнике.
Для меня самый большой недостаток — система питания. Она практически отсутствует. Дети должны приносить еду с собой. К ней тоже особые требования. Для меня было сложно каждый день придумывать, что дать ребенку на обед. Но мы привыкли, и сейчас София берет даже суп в термосе. Было бы намного проще, если бы были столовые с горячей пищей.
Для меня остается спорным вопрос оценок: их нет, и мне сложно контролировать процесс обучения. Хотя для детей меньше стресса, и я надеюсь, что это поможет им раскрыть творческий потенциал.