Серикболсын Мустафин и Чингиз Джакубалиев — сооснователи foodtech-платформы Gourmet. Они рассказали, как придумали первый сервис, сделали пивот и нашли стратегических партнеров, чем этот путь может быть полезен каждому, и какие выводы они вынесли из сделки с Tarlan Payments.
В мае 2025 года стало известно о продаже foodtech-платформы Gourmet сервису Tarlan Payments. Мы поговорили с основателями Gourmet, Серикболсыном Мустафиным и Чингизом Джакубалиевым, об их пути, планах и какие выводы они вынесли из сделки с Tarlan Payments.
Серикболсын Мустафин и Чингиз Джакубалиев, сооснователи foodtech-платформы Gourmet
Как все началось
Серикболсын. Я обычный казахстанский парень, который однажды оказался в Лондоне без лишних денег. Там все и началось. Денег на жилье и еду едва хватало, и я понял, что придется искать возможности на ровном месте.
Сначала мы с друзьями привозили из Казахстана мясо и другие товары, потом я организовывал концерты и вечеринки для студентов СНГ. Искал и создавал разные возможности.
Самая забавная история — это Uber. Когда сервис только запустился в Лондоне, они щедро раздавали бонусы. Я нашел промокод для новых пользователей и раздавал всем студентам из СНГ. Меня называли Uber guy, так как многие установили приложение Uber по моему промокоду. Год я не спускался в метро и ездил бесплатно на накопленные бонусы.
После университета я хотел стать инвестиционным банкиром. Работал в американском банке Citi, потом на бирже МФЦА — AIX, где отвечал за развитие бизнеса. После устроился в частный семейный офис, где возглавлял крупный финансовый проект в Гонконге. Это была хорошая школа, но мне хотелось попробовать себя в предпринимательстве и запустить масштабную историю, где я смог бы объединить финансы и повседневную жизнь. Вернувшись в Казахстан, я привлек Чингиза, так как мне нужен был технический ко-фаундер с опытом в IT.
Чингиз. Я занимался разработкой и развитием продуктов в Kolesa Group, работал над такими сервисами как Krisha.kz, Market.kz и Kolesa.kz. Потом запустил Avtoelon.uz в Узбекистане — аналог Kolesa.kz, но для местного рынка.
Также поработал на международном уровне в Саудовской Аравии, где участвовал в запуске одной из крупнейших тикетинг-платформ на Ближнем Востоке. После учебы в Ванкувере запустил несколько стартапов и поработал в канадской IT-компании, которая занималась акселерацией стартапов.
С Серикболсыном мы дружим уже больше 15 лет, и у нас быстро появилась синергия.
О проектах
Чингиз. Мы решили создать не просто коммерческий, но социальный стартап. Начали с масштабной проблемы в HoReCa — пищевых отходов в ресторанах и кондитерских от готовой продукции, которую не успели продать до истечения срока годности. Мы запустили приложение SAVEIT и быстро вышли на первую строчку в рейтинге App Store в категории «Еда и Напитки». Достигли оборота более чем в 10 000 долларов в месяц, привлекли более 30 000 пользователей и 100 ресторанов в Алматы, но перемудрили с бизнес-моделью и не смогли выстроить нормальную монетизацию.
Серикболсын. После первой неудачи, мы не сдались. Изменили концепцию, сделали ребрендинг. Так появился Gourmet — платформа-агрегатор премиум-предложений, которая помогла ресторанам премиального сегмента увеличить трафик в «холодные» часы и привлечь новых клиентов. Мы запустили тренд на рынке по сетам и промо-акциям, которые коллеги из других агрегаторов подхватили и начали активно внедрять у себя. Но, как и во всех других агрегаторах онлайн-доставки еды, столкнулись с главной проблемой — минусовой unit-экономикой, когда каждый заказ не окупает связанные с ним расходы. Поэтому нам пришла идея — не тратить огромные деньги, которых у нас не было, на привлечение и создание базы пользователей в нашем приложении, а использовать уже готовую базу, внедрив наш сервис в банковские приложения.
О сделке с Tarlan Payments
Серикболсын. Мы активно начали показывать концепт банкам, но сразу поняли, что никто из них не будет работать со стартапом. Нужно было поменять подход и привлечь стратегического партнера и инвестора, чтобы под его брендом зайти в банковские приложения. Проводили встречи с крупными корпорациями и разными финтех-компаниями. На Tarlan Payments вышли после встречи с их корпоративным венчурным фондом, EA Ventures — это подразделение инвестиционного холдинга EA Group. Мы слышали, что они активно инвестируют в fintech и интересуются food-tech, не только в Казахстане, но по всему миру. Нам повезло, что в это время Kaspi объявил о запуске новой категории «Рестораны», и другие банки обратили внимание на food-tech. С Tarlan Payments получился честный, открытый диалог — мы пришли за инвестициями, а ушли с предложением о покупке.
Чингиз. Совет всем стартаперам — не думайте, что все будет как в фильмах: «пришел, увидел, победил». Мы провели не одну встречу в течение месяца, пока обсудили все детали. Мы понимали, что для быстрого и масштабного роста нам нужен сильный партнер и значительные инвестиции. При этом партнеры из Tarlan Payments увидели в нашей команде драйвер роста нового бизнес-направления, и предложили нас купить. Мы получили предложение, в котором мы остаемся у руля, но получаем ресурсы, партнерство с банками и возможность быстро масштабироваться.
Понятно, что партнеры провели все юридические и технические проверки нашего проекта. Мы тоже сделали «домашнее задание»: опросили бывших сотрудников, друзей из fintech-среды. Все говорили о безупречной репутации, о том, что все договоренности со стороны Tarlan Payments всегда выполнялись. Мы посоветовались с нашими ангелами-инвесторами и получили одобрение.
С командой Tarlan Payments у нас произошел match. Мы понимали, что у нас не только похожие жизненные ценности, но и стиль и подход к достижению результатов. Только после этого можно обсуждать остальные коммерческие условия.
Серикболсын. У нас изменились роли, стало больше ответственности и масштаба. Теперь мы не стартап, без выстроенных бизнес-процессов, а серьезная компания со стратегией и планированием. Мы все также определяем развитие нашего продукта и отвечаем за ежедневные решения в компании. Вместе с Tarlan Payments мы создали новую компанию, куда передали все наши наработки, и присоединились в качестве CEO и CTO. Мы понимаем, что такой уровень свободы и автономности несет за собой практически полную ответственность, и мы готовы показывать результат.
О планах
Серикболсын. Пока все наши силы в Gourmet. Хотим добиться успеха на домашнем рынке и успешно масштабировать проект на Европу и Юго-Восточную Азию.
После Gourmet планирую запустить венчурный фонд, где сотрудниками будут только те, кто сам запускал стартапы, кому не только в теории знаком этот сложный, тернистый путь. Где помимо денег, инвестор сможет предложить реальный опыт и экспертизу, внести реальный вклад для стартапа. Пока начну немного инвестировать как бизнес-ангел в food-tech и fintech- истории.
Чингиз. Мы хотим внести социальный вклад в общество и сделать продукт, которым будут пользоваться все на ежедневной основе. После можно подумать над запуском новых продуктов и решений в нашей экосистеме.
Советы тем, кто думает о продаже
Серикболсын. Продажа — это процесс. Вы должны быть в постоянном контакте с стратегическими инвесторами и покупателями. Если у стартапа нет стратегии выхода, скорее всего, выхода и не случится. Нужно готовить почву, прорабатывать потенциального инвестора и покупателя, а это занимает время. Если вам поступило предложение о продаже, обсудите его со своими инвесторами. Если таковых нет или вы хотите услышать альтернативное авторитетное мнение, обратитесь к известным венчурным инвесторам Казахстана вроде Мурата Абдрахманова или Адиля Нургожина. Я знаю, что некоторые стартаперы ходили посоветоваться — «продавать или не продавать», а уходили с чеком на инвестиции. Предложение о покупке вашего стартапа — это большой зеленый флаг для венчурных инвесторов и бизнес-ангелов.
Чингиз. Предпринимателям, которые думают о продаже и хотят сохранить влияние: прописывайте и проговаривайте все «на берегу». Особенно — роли, зоны ответственности, условия на будущее. Никогда не думайте только про сумму сделки — думайте про то, что будет через год или через пять лет. Делайте акцент на опцион и долю, которую вы получите после продажи. Если покупатель не делится долей — это тревожный звоночек как для вас, так и для покупателя, ведь все должны быть заинтересованы в дальнейшем росте продукта.
Что помогает сохранить драйв
Чингиз. Масштаб и вызовы. Мотивирует понимание, что никто до тебя такого не делал. Ты идешь вперед, пробуешь, рискуешь.
С нашим партнером у нас одна цель — прийти к успеху. Мы хотим сделать продукт масштабного значения, а это придает мотивации каждый день.