Адина Абат, 31 год, родной город — Жанатас, финансист
О жизни
С 2013 года я работала в турецкой компании в Алматы. Пару лет назад они открыли филиал в Африке, в Нигерии, где мне предложили поработать финансовым директором, но я отказалась, потому что работать там было трудно. Потом они решили открывать филиал в Кот-д’Ивуар, в Абиджане, и снова предложили поработать. В 2016 году я поехала в Африку, и проработала год. Затем я встретила там своего мужчину. По работе его перевели в Конакри, в Гвинею. Я уволилась с работы и приехала в Конакри.
Когда я впервые приехала в этот город, впечатления были будто после распада Советского Союза: все старое, электричества нет, ничего не развито. Как будто я оказалась в прошлом. Сам город мне не нравится. Но мы отдыхали в пригороде, в поселке, в трех часах езды от города. Как только ты выезжаешь из города, кругом зелень, красивая природа. В городе такой природы нет, кругом мусор. Кроме того, люди в деревнях мне нравятся больше: они более гостеприимные и щедрые.
Здесь есть три основные этнические группы, каждая из которых делится на более мелкие.
О городе
Конакри выглядит как одна длинная улица. Город со всех сторон окружен Атлантическим океаном. За 20 минут можно доплыть до острова на маленькой африканской лодке. На этом острове тоже живут люди, он считается поселком.
Конакри — это бывшая французская колония. Люди здесь разговаривают на французском языке, но местные владеют еще и своим родным языком, они его не забывают. Тут живет много русских, потому что здесь есть российская организация, которая занимается разведкой ископаемых.
Тут высокая инфляция. 100 евро равны одному миллиону гвинейских франков. Например, мы ходим в ресторан и расплачиваемся там миллионами.
100 евро равны одному миллиону гвинейских франков
В городе практически нет общественного транспорта. Здесь есть желтые такси, в которые страшно сесть, потому что они находятся в плохом состоянии. Час поездки стоит пять-шесть евро. Еще есть мототакси.
О медицине
Медицина здесь также не развита. Я была в частной клинике, но в ней условия были гораздо хуже, чем в наших городских поликлиниках. Но люди там лечатся, их оперируют.
Страховка необязательна. Без нее тоже можно обращаться в поликлинику. Прием стоит недорого, дороже выходят анализы.
О жилье
Снять однокомнатную квартиру в центре города минимум будет стоить 400-500 евро. Двухкомнатная квартира в центре Конакри будет стоить от 1000 до 1600 евро. А четырехкомнатная квартира без мебели с бассейном и тренажерным залом — 2000-2500 евро. Высокие цены объясняются тем, что в этих домах живут белые люди, а у белых есть деньги.
Мы живем в элитном жилом комплексе, но из окна открывается вид на трущобы, которые расположены по соседству. Богатые и бедные живут рядом. В городе много многоэтажек, но там живет мало местных, в основном иностранцы или обеспеченные местные. В поселках местные жители живут в больших домах, а в городе — в маленьких каморках.
Мы живем в элитном жилом комплексе, но из окна открывается вид на трущобы, которые расположены по соседству
Иностранец здесь может приобрести жилье. Здесь много ливанцев, которые и являются владельцами многоэтажных ЖК в городе. В Конакри есть хорошие отели, но стоят они дорого. Возле нашего дома есть большой отель, который называется Palm Camayenne Hotel, стандартная комната в котором стоит 180 евро. На острове комната в отеле стоит 70 евро за ночь в номере с видом на океан.
О ЖКХ и телефонной связи
Интернет здесь дорогой — 10 гигабайт стоят 20 евро. На телефонную связь и интернет я трачу примерно 30 евро в месяц.
Электричество здесь стоит недорого, но во всех зданиях есть генераторы, так как электричество могут отключать.
О еде
Жизнь в Африке дорогая. Местные могут жить, питаясь только рисом и хлебом. Средний счет в ресторане на двоих составляет около 30-40 евро.
Традиционное блюдо здесь — курица с рисом в томатном соусе. Еще здесь жарят банан, на вкус он похож на картофель фри. В основном все едят руками, я не видела, чтобы местные жители ели ложкой или вилкой. Обычно все садятся вокруг большого блюда и едят вместе. Мне понравилось, как здесь готовят рыбу. Африканская еда очень отличается от нашей, потому что они любят все смешивать, любят майонез.
Обычно мы готовим рыбу с рисом или с картошкой фри. Я готовила здесь манты, всем понравилось. Еще я готовила узбекский плов. У них есть еда похожая на плов, готовится так же.
Традиционное блюдо здесь — курица с рисом в томатном соусе
Что мне нравится, здесь много тропических фруктов. Часто на вид они неприятные, устрашающие, а на самом деле вкусные и нежные.
Здесь готовят пальмовое вино. На вкус оно похоже на кумыс, а запахом — на вареное яйцо. 1,5 литра этого вина стоят 30 центов.
О покупках
По всему городу есть много вагончиков, где люди шьют местную одежду. Шьют они из хлопка, есть твердый и мягкий хлопок. В основном одежда разноцветная, стоит она недорого и сшита довольно хорошо. Мужчины любят вышивку на груди, манжетах, воротнике. А женщины носят яркие платья и головной убор. Они делают комплекты из одного материала.
Здесь есть супермаркеты, где можно найти все, и ТРЦ, который называется Prima Center. Там есть разные бутики, кафе, рестораны. Можно сходить на рынок. Однако прежде чем купить что-либо, если тебе говорят, что что-то стоит 100 евро, нужно предлагать вдвое меньше, потому что местные часто удваивают или даже утраивают цену, когда видят белых. Когда я только приехала в Гвинею, мне нужно было купить полотенца. Но, так как на рынке Marche du Niger я была в первый раз, меня окружила толпа молодых людей, которые продали мне их в два раза дороже, чем они стоят на самом деле. Когда я пришла на этот рынок во второй раз, меня опять окружили местные, но я уже знала их тактику и начала говорить всем: «No No No…». Один из парней дал мне имя Madam No. Все рассмеялись, и с тех пор каждый, кто меня знает на этом рынке, говорит: «Bonjour, Madam No».
О системе образования
Есть французские и частные американские школы. В школах учатся по французской системе. Говорят, что иностранцам учиться здесь сложно из-за предвзятого к ним отношения. Есть единая школьная форма: для мальчиков — шорты или брюки с рубашкой цвета хаки, а для девочек — синее или розовое платье в клетку. Еще здесь есть технический и медицинский университеты.
О людях
Люди в Африке живут только сегодняшним днем. Они не мечтают, у них нет амбиций, они просто живут. Местные жители медлительные, никогда не спешат, не торопятся, но при этом они доброжелательные и всегда рады помочь. Конечно, есть и те, кто хочет на вас заработать.
Что для меня было дико, так это то, что женщины могут ходить без верха. У нас была домработница, пожилая женщина около 60 лет. Мы разговаривали с ней, и в этот момент она просто задрала футболку. Для них абсолютно нормально так ходить, по улице в том числе. В городе это не так часто встретишь, а в поселке так ходят многие.
Мужчина в семье главный, и ему дозволено иметь столько жен, сколько он захочет. Они могут жить в одном доме, если захочет мужчина. Всеми домашними делами занимается женщина. Они живут большими семьями.
Когда женщины идут на работу, они привязывают детей на спину тканью и так работают. Малыш сидит сзади, спит. Как-то я видела трехлетнего ребенка с малышом на спине, то есть трехлетние дети уже нянчатся с младшими детьми. Трехлетний ребенок — уже не ребенок, он знает, что такое ответственность.
Люди в Африке живут только сегодняшним днем
Африканские свадьбы похожи на казахские. Семья жениха должна принести семье девушки деньги, золото, корову, баранов или овец, 9 или 11 комплектов национальной одежды, разные подарки, в том числе родителям невесты.
Думаю, что в Африку меня привела судьба, потому что именно здесь я встретила любимого человека. Он француз с африканскими корнями по линии матери. Мы живем с котом, которого зовут Пончик, мы взяли его в Абиджане, когда ему был месяц.