3 представителя творческих профессий ответили на этот вопрос.
Лилия Ким, художник
Рисовать я начала рано. Сколько себя помню, столько рисую. Если речь идет просто о жизни художника, то это одна история, а если говорить о заработке на искусстве самыми разными способами — это другая история.
В 2000-е годы в Караганде я открыла арт-галерею. У меня была мысль, что, продавая картины, я буду более доступна для населения. Тогда же я расписывала шелковые изделия, шарфы, и думала, что если я буду ближе к людям, в зоне торговых точек, то меня там увидят и всем будет хорошо: люди получат эксклюзивные вещи, а я смогу заработать.
Всегда было желание заработать, чтобы остаться в профессии. Никак не интересно было быть кем-то другим, я искала способы жить, используя то, что мне нравится. Я продала достаточно картин по условным ценам, недорого. Расписанные платки и шарфы также были проданы в большом количестве и разошлись по миру.
Был период, когда мои картины были проданы за 1000 долларов, и это меня впечатляло, это самый яркий период в моей жизни, когда я могла продать картину за серьезную для меня сумму.
Сейчас много обучаю, потому что это реальный доход, в развитие люди всегда активно вкладываются — и взрослые, и дети. Курс состоит из 10 занятий, называется «Погружение в творчество». Моя задача — человека с нуля привести в рисующее состояние, когда человек никогда не рисовал, но у него есть желание. Такой курс стоит 30 000 тенге. Занятия идут два раза в неделю в группах до 20 человек.
У художников есть возможность делать вещи такого формата, как роспись одежды. Может, человек не хочет обучаться, не хочет покупать картину, но какой-то элемент авторской росписи или кусочек картины на своей джинсовой куртке ему интересно получить. Расписать куртку в Караганде будет стоить в районе 10 000-15 000 тенге, цены Алматы — 25 000-30 000 тенге. Это минимальная цена, за которую можно такую картинку сделать. И потом все художники разные, у каждого своя цена.
Сейчас достаточно активная молодежь, которая ищет способы заработать на творчестве, появляются модные течения. Вчера только были на мастер-классе, который называется леттеринг. Много профессиональных художников уходят в тату, это неблизкий мне формат, хоть там те же базовые законы, но это рисунки на теле человека. Также сейчас популярно расписывать оправы очков, сумки, обувь и все что можно покрыть рисунком — покрывается.
Мы настолько многогранны, что любой формат, который может принести доход, в работе. Где-то я выставляюсь, и там могут продаваться картины, между этими выставками я занимаюсь обучением, параллельно с обучением провожу мастер-классы совершенно другого формата, и еще участвую в показах одежды. Все работает в «одну точку». Меня радует, что я осталась в своей профессии и на сегодня, какие бы ни были времена, у меня получается жить, работать, любить то, что я делаю.
Дина Байтасова, искусствовед, Art advisor
Искусством я занимаюсь десять лет. Но вообще, я с детства рисую, ходила в художественную школу. Потом я училась на Fine art в Университете Сорбонна.
Профессионально искусством начала заниматься по окончании университета — пять лет назад. Я открыла некоммерческую организацию IADA по развитию искусства. Фаундеры этой ассоциации: Индира Дюсебаева, я и Laurent Lehmann. Индира живет в Лондоне, Лоран в Париже, а я сейчас переехала в Астану и буду развивать эту ассоциацию здесь.
Коммерческие проекты в плане искусства начали появляться недавно. Одним из крупных проектов была выставка «Жемчужины Франции», которая проходила в музее Кастеева в Алматы. Я помогала в организации и сценографии этой выставки организаторам из ГРАН-ПАЛЕ. Произведения искусства были привезены из более чем 40 музеев, в том числе Лувра, Центра Помпиду.
Самый яркий проект — это оформление павильона Казахстана на EXPO. Это был самый тяжелый проект, но самый яркий, самый challenging. Который выражался в нереально сжатых сроках, ведь это был еще строящийся объект.
Обычно когда ты продаешь произведение искусства, ты продаешь его в готовое помещение. Произведение приходит в самом конце, когда все чисто, бело, и ты просто вешаешь картину. А тут мы все строили от А до Я: и архитектуру здания, и интерьер, и произведения. Получился такой объемный и тяжелый проект. Но у нас все получилось, мы все сделали в сроки. И художники были довольны участием, потому что современное казахстанское искусство было представлено только в сфере и больше нигде в течение этого времени.
Заработать можно, конечно же, но рынок в Казахстане маленький. Я не знаю, какие будут дальше крупные проекты после EXPO, потому что в период EXPO у меня было пять проектов: выставка французского фотографа Жан-Франсуа Розье в Пирамиде, оформление отелей The St. Regis и The Ritz-Carlton, оформление сферы EXPO и Конгресс-центра. Не знаю, будут ли еще масштабные проекты в Казахстане, поэтому я планирую рассматривать другие страны — СНГ и европейские.
Проекты бывают разные. Если это проект, где клиент хочет, чтобы он прошел на хорошем высоком уровне, то на это нужен хороший бюджет. Если есть хороший бюджет на реализацию скульптур, на закуп, на создание, то это интересно и агентству, и художнику, и самому клиенту, потому что он получает качественный продукт.
Сейчас у многих художников есть возможность выставлять работы в интернете, получать заказы, продавать картины. Есть площадки типа artnet.com, куда художники могут предложить свои работы и продавать их онлайн.
Диас Азимжан, режиссер
Если брать творчество в целом, то оно начало проявляться во мне в юности в виде небольших рассказов-комиксов, которые я придумывал сам и прорисовывал после. Иногда мы с другом рисовали разные части истории и в конце объединяли в единое целое. Позже я увлекся выжиганием на деревянных досках. Когда я впервые увидел, как это делает один из моих знакомых, то мне стало жутко интересно попробовать, а после и самому создать что-либо на дереве. У другого знакомого я купил специальный выжигатель советской сборки и начал изображать батыров из нашей истории. Одна из этих работ по сей день висит в родительском доме. В студенческий период меня начало затягивать в танцы, в основном — в модерн. У нас была своя группа, и мы иногда выступали в ночных клубах. Так я и заработал свои первые деньги на творчестве. А в кино я пришел с определенным жизненным опытом, без которого, возможно, мне было бы нелегко писать те же сценарии и режиссировать проекты.
Первый коммерческий проект был осуществлен в марте текущего года, когда мне посчастливилось режиссировать одно развлекательное шоу, снятое по японской франшизе, транслировавшееся на двух национальных каналах. Проекты, которые были до этого, в основном снимались для улучшения кинонавыков, не преследуя коммерческие цели.
Мой первый заработок в качестве молодого режиссера, составил около 500$. Первый заработок в качестве актера — около 200$. Первый заработок в качестве танцора, в 2009 году — 5000 тенге.
Если говорить о количестве проектов, которые нужно реализовывать в год, чтобы обеспечить себе достойную жизнь, то здесь конкретной цифры нет. Многое зависит от наших индивидуальных потребностей, профессионального статуса и прочих составляющих индустрии. Но однозначно, больших перерывов, длинною дольше месяца, лучше не допускать, так как вы рискуете, не только остаться без финансовой подушки, но и потерять квалификацию и те самые навыки, которые приобрели ранее.
На данном этапе жизни хороший и яркий профессиональный опыт был получен во время развития сценария и самих съемок моей короткометражной ленты «Интериус» летом этого года, в Лос-Анджелесе.
Отвечая на главный вопрос «Можно ли заработать на искусстве?», — скажу, что можно и нужно. Во-первых, искусство позволяет человеку раскрыть весь его потенциал, а, возможно, талант, не ограничивая определенными правилами, протоколами и рамками как в других сферах. Во-вторых, с развитием технологий, уровень автоматизации и роботизации разного рода отраслей будет только расти, а потребность в человеческих ресурсах снижаться, а в некоторых сферах и вовсе сводиться к нулю. Исключением могут служить направления искусства, так как там всегда требуется индивидуальный взгляд человека и его решения в качестве творца. Соответственно, в будущем значение специалистов направлений, связанных с искусством в той или иной степени, будет только расти.