О себе
Я самый простой человек, люблю свою семью, детей, внуков, свой родной город.
По характеру я человек спокойный, неэмоциональный. Как говорят: хочешь иметь ангельский характер, нужно иметь дьявольское терпение.
Я живу работой, все остальное время уделяю семье.
Мы с супругой женаты с 70-ого года – это уже примерно 47-48 лет. У нас 2 сына: одному 46 лет, второму – 40. Они оба врачи. Старший занимается детьми, младший – взрослыми. Супруга тоже врач, невестки – тоже. Вся наша семья — врачи. У меня 3 внука. Старший внук в этом году окончил школу и собирается поступать в медицинский университет, второй окончил 8 класс, а третий еще маленький – ему 6 лет.
Мои жизненные принципы — это, во-первых, достижение поставленных целей. Для этого нужно читать, развиваться, ездить на специализацию, общаться с зарубежными и местными коллегами. Во-вторых, честность, правдивость, хорошие отношения с коллегами и пациентами. И, конечно, прежде всего, профессионализм. Наша профессия не допускает другого подхода, мы несем ответственность за жизнь пациента, за его здоровье. Еще один мой принцип — порядок во всем.
Наверное, эти принципы жизни были заложены во мне еще с детства моими родителями. Мои родители были простые, но в отношении работы и достижения каких-то целей достаточно принципиальные люди. Постепенно это все формировалось и во мне тоже, поскольку всего приходилось достигать самому, без чьей-либо помощи.
Увлекаюсь рыбалкой, чтением книг, очень люблю исторические романы, иногда перечитываю по несколько раз. На рыбалке бываю практически каждые выходные. У меня пятидневная рабочая неделя, поэтому такая возможность есть. У нас в деревне есть дом, он достался мне от родителей и я его сохранил, поэтому в свободное время люблю выезжать туда. От Астаны это примерно 100 км. Все мои родные без исключения поддерживают мое увлечение, и иногда мы выезжаем загород с внуками, там есть красивые места, где можно искупаться и отдохнуть.
Я живу работой
Об Астане
Я родился в деревне, а мой родной город —это Целиноград, или Акмолинск. Город я хорошо знаю, я поселился здесь в 1963 году. После окончания школы поступил в медицинское училище, которое здесь же оканчивал, потом служил в армии, потом были институт и работа, так и остался здесь. Поэтому я хорошо знаю, каким город был раньше, каким стал сейчас. Он и тогда был неплохим. А сейчас, естественно, он совершенно новый и красивый.
Я люблю Астану, здесь прошла вся моя жизнь. Знаю этот город вдоль и поперек, где, что и когда, происходило, какие районы были на месте новых построек.
Город очень сильно изменился, и это естественный процесс, тем более для столицы.Здесь сейчас совершенно другой менталитет, новые дома, новые предприятия, офисы, центры. Хотим мы этого или нет, количество жителей будет увеличиваться. И я не вижу в этом ничего плохого.
Даже в 90-е годы, еще до переноса столицы, когда жизнь здесь была нелегкой, у меня не возникало желания уехать. Если говорить о городах Казахстана, тоя не знаю города, который был бы мне ближе, чем Астана. Я могу поехать куда-то, побыть пару дней, и мне уже хочется вернуться домой. Душой я здесь.
Для меня весь старый город памятный. Из интересных мест, что были в городе раньше, – Конгресс-Холл, бывший Дворец целинников, который сейчас снова переименовали. Кстати, таких дворцов во всем Союзе было построено всего 6, в том числе и в Целинограде. В перспективе Целиноград планировали сделать столицей, что в итоге и получилось через много лет. Это была столица целинного края, даже не области, а целого края. В те времена во Дворце целинников довольно часто проходили интересные концерты известных артистов. Приезжали оперные театры, музыканты.
Я люблю Астану, здесь прошла вся моя жизнь
Неравнодушные люди и дело их жизни
Дело моей жизни — медицина.
В медицину я попал случайно.У меня был школьный товарищ, который после окончания школы решил поступать в медучилище, и я пошел с ним за компанию. А когда окончил, то немного поработал и ушел в армию. В армии тоже служил в медчасти. После работал на скорой помощи, потом уже окончил институт. Судьба сложилась так удачно, что известные профессора предложили пойти в травматологию. С тех пор почти 40 лет я работаю в травматологии. А в целом мой медицинский стаж – 50 лет. По окончании института я окончил клиническую ординатуру, сразу же поставили заведовать отделением, а потом кафедрой. Я работаю на кафедре уже около 30 лет. Долгое время был заведующим, но, учитывая возраст, оставил этот пост, нужно уступать дорогу молодежи. Сейчас кафедрой заведует мой ученик.
Я не агитировал своих детей идти по моим стопам. Просто, видимо, повлияло то, что они росли во врачебной семье, так бывает. Оба сына выбрали профессию самостоятельно и учились на гранте. А что касается того, что и невестки врачи, думаю, это связано с тем, что сыновья все время вращались в сфере медицины. Сейчас внук будет поступать на врача и, возможно, он тоже выберет травматологию.
Говоря о профессии врача-хирурга, часто можно услышать об эмоциональном выгорании. Но все зависит от того, в какой коллектив попадаешь, от того, какие налажены отношения между коллегами. Если среда благоприятная, есть взаимопонимание, взаимопомощь, то выгорания не происходит. Работа нелегкая, будучи молодым врачом приходится много дежурить, сталкиваться с экстренными, необычными ситуациями, несчастными случаями. На этом фоне, если нет помощи, то сложно. Поэтому так важна атмосфера в коллективе.
В сложных ситуациях мне помогали учителя. Я много времени работал и работаю с профессором Абдрахмановым. Это мой первый наставник, человек, который меня привлек к профессии травматолога. Первое время, когда я работал после института, меня сразу же назначили заведующим отделения. Коллектив был большой – порядка 40 сотрудников. Приходилось много заниматься, на работу ходил с портфелем, набитым книгами. Это была больница скорой помощи, и у нас был очень хороший коллектив, работали возрастные, грамотные операционные медицинские сестры и я не стеснялся лишний раз спросить совета. Порой медсестра знает больше, чем начинающий доктор. Я постоянно учился у них и в дальнейшем у других своих коллег. Думаю, поэтому у меня все получилось.
Дело моей жизни — медицина
Состояние духа на сегодняшний момент
Оптимистичное.
Я пока работаю. Руководство университета посчитало нужным, чтобы я продолжал свою деятельность в стенах университета. Работаю по контракту, он заканчивается с окончанием учебного года. Если предложат работать дальше, то я не откажусь. Если не предложат, то буду основательно заниматься внуками. Тем более, если внук поступит в медицинский университет, то мне будет чему его научить и что показать.