Батырбек Нарбаев, 76 лет, Жетысу, Каскеленский район, архитектор, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, член Союза московских архитекторов, академик Международной академии духовного единства и сотрудничества народов мира
Об обучении в Москве
Я окончил казахскую школу в Алматы в 1958 году, затем строительное училище. Отработал два года в Алматы строителем. И как-то прочитал в газете, что идет набор студентов в вузы в Москве, Ленинграде, Ташкенте и других крупных городах. Я неплохо рисовал, поэтому подумал, что нужно идти на архитектора, хотя на тот момент даже толком не знал, что это такое. Нужно было сдать экзамены: рисунок, черчение, математику, немецкий и русский языки — диктант или изложение. Так как я окончил казахскую школу, писать изложение мне было сложно, и я выбрал диктант. Получил проходной балл и поехал в Москву. Подъезжая к Москве, по радио объявляли: «Мы подъезжаем к столице нашей Родины, городу-герою Москве». Тогда я впервые был в Москве и представлял, что сразу увижу Кремль, Красную площадь. Встретил меня суетливый шумный Казанский вокзал. Тогда я не мог представить, что это и есть один из шедевров архитектуры, созданный выдающимся зодчим ХХ века А.В. Щусевым.
Приехал я в Московский архитектурный институт. Он был великолепный, находился в центре Москвы и завершал пространство уютного московского двора. Но мне сказали, что нужно пересдать все экзамены заново. Мне пришлось их пересдавать, я снова все сдал, и меня приняли. В то время вышло постановление Правительства о том, что на первом курсе института обязательно нужно работать. Я, как и все первокурсники, пошел работать строителем в стройотряд. Так два года днем я работал, а вечером учился. В Московском архитектурном институте я проучился шесть лет.
О переезде в Москву
Я окончил институт, успел жениться, у нас появился ребенок. И меня перевели в Алматы, где я проработал несколько лет в проектных институтах. Моя жена — историк, ныне кандидат исторических наук, академик РАЕН, получила приглашение из Москвы продолжить обучение. И мы начали думать, как быть: остаться в Алматы или переезжать в Москву. Выбор пал в пользу Москвы. В Москве через Институт истории Российской академии наук мы получили квартиру. Так и начался мой путь архитектора-градостроителя.
И мы начали думать, как быть: остаться в Алматы или переезжать в Москву
О работе
Я всю жизнь проработал по специальности, я люблю архитектуру. У меня была великолепная ответственная работа. Я никогда не встречал ни косых взглядов, ни нареканий относительно своей профессиональной деятельности. Часто оставался на работе вечерами, как и моя жена, и сына мы воспитали таким — он доктор исторических наук. Конкурсных работ по градостроительству было много, и, когда поджимали сроки сдачи, мы работали ночами. Я работал безотказно, потому как это дело моей жизни.
Переехав в Москву в 1970 году, я устроился в «ГИПРОГОР» — ведущий градостроительный проектный институт России, где проработал до 1979 года. В «ГИПРОГОРЕ» в составе авторских коллективов я готовил генпланы проектов детальной планировки, застройки Душанбе, Хорога, Канска, Назарово и других городов. С 1979 года, работая в ОАО «Моспроект», в составе авторского коллектива выполнил проекты детальной планировки ряда районов центра Москвы, среди которых: Ленинский, Кировский, Дзержинский районы. Безусловно, мой самый значительный градостроительный проект — застройка Юго-Западного административного округа, это жилые районы Северное и Южное Бутово.
Безусловно, мой самый значительный градостроительный проект — застройка Юго-Западного административного округа, это жилые районы Северное и Южное Бутово
О сложностях
У нас не было сложностей при переезде. Мы приехали как молодые специалисты, получили квартиру, тем более в Москве у нас было много знакомых, так как мы оба учились здесь. Языковые сложности к тому моменту я уже преодолел.
О том, как Москва повлияла на жизнь
Со своей будущей супругой я познакомился в Москве. Ее общежитие находилось в центре Москвы, недалеко от Красной площади. В те времена было землячество, которое организовывало встречи, танцы. Там были и каракалпаки, и казахи, и осетины, и русские из Казахстана. Именно там мы познакомились с будущей женой и, окончив институты в 1966 году, поженились. На сегодняшний день мы более 50 лет вместе.
В советское время все было бесплатно: общежития и квартиры, ребенок бесплатно ходил в детский сад и школу. Профсоюз работал четко: давали бесплатные путевки. Мы ездили за границу — в Болгарию, Норвегию. Можно было свободно пройти в Кремль, я готовился там к экзаменам. На кремлевской территории гуляли, назначали свидания, отдыхали.
В советское время все было бесплатно: общежития и квартиры, ребенок бесплатно ходил в детский сад и школу
О любимых местах в Москве
Москва — великолепный многонациональный город. Мое любимое место в Москве — Красная площадь. Мне кажется, это самое красивое место. Я побывал во многих странах, но такой красоты я не видел нигде. Красная площадь — это простор, где чувствуется русское национальное градостроительное решение. Раньше мы часто ездили туда на праздники и демонстрации. В Москве каждый уголок красив по-своему. Мы часто катались на лыжах в Битцевском лесу, сейчас там катаются наши внуки.
Красная площадь — это простор, где чувствуется русское национальное градостроительное решение
Я люблю Юго-Запад Москвы — он похож на отдельный город. Каждый район имеет особенности, и, попадая в другую часть Москвы, складывается впечатление, что ты оказываешься в другом городе, даже люди отличаются.
Какими качествами нужно обладать в Москве
Я часто говорю внукам, что, чтобы встроиться в ритм московской жизни, нужно быть энергичным, нельзя откладывать дела на завтра, потому что завтра найдутся другие дела. Задумал — сделал.