Раушан Искендерли, 32 года, родной город — Караганда, детский фотограф, сооснователь студии Bal bala baku
Я переехала в Баку сразу после окончания университета в Москве в 2011 году. Мой супруг — азербайджанец. И я уже мама четверых девочек.
Увлечение фотографией началось после рождения старшей дочки. Хобби быстро переросло в любимое дело, которое со временем начало приносить прибыль. Я снимаю в паре с замечательным азербайджанским фотографом — Викторией Имановой. Сейчас у нас новая студия, в которую мы недавно переехали. Теперь у нас есть отдельная комната, оборудованная под съемки новорожденных детей, на которых мы специализируемся.
Работа приносит мне огромное удовольствие — я могу получать творческую самореализацию и достойное вознаграждение за это.
Чтобы начать бизнес в Азербайджане нужно принять во внимание их менталитет и владеть языком
Первое, с чем я столкнулась в Азербайджане — языковой барьер. Но я отлично справилась, так как азербайджанский и казахский схожи. Вторая сложность — если это можно так назвать — мое имя. Раушан по-азербайджански произносится как Ровшан, а здесь — это мужское имя. В переписке ко мне часто обращаются как «муэллим», что является уважительным обращением к мужчине. И мне приходится уточнять и объяснять, что я казашка и у нас это женское имя.
Реквизиты и оборудование для студии приходится заказывать из России и США, так как нет специализированных магазинов фототехники.
Я думаю, что азербайджанский рынок специфичный. Тут меньше конкуренции, что плюс для меня. Сейчас упростили налогообложение, и оно стало схожим с казахстанским. Но здесь сложно получить кредиты в банках, нет существенной поддержки малого и среднего бизнеса.
Чтобы начать бизнес в Азербайджане нужно принять во внимание их менталитет и владеть языком.
Гульнара Касымова, 31 год, родной город — Караганда, владелец доставки Yakudza
Я живу в Баку уже четыре года. Мы с дочкой переехали сюда из-за того, что у нее бронхиальная астма и необходимо было переехать ближе к морю. И так как мой отец азербайджанец, тут у нас есть квартира, мы переехали и ей это помогло.
Первое время меня не брали на работу, так как у меня была трехмесячная прописка. Такой прописки не достаточно для того, чтобы работать официально. Но сидеть дома я не могла, поэтому решила открыть небольшое дело. Первое, что пришло в голову — организовать доставку суши. Тогда в Казахстане суши были очень популярны, а в Баку таких сервисов единицы.
Оглядываясь назад, вспоминаю, что раньше в день я могла получить один-два заказа, сейчас около 38
Я решила рискнуть, и пошла в магазин, купила продукты и завела страничку в Instagram. Тогда я все делала сама, и училась крутить роллы через обучающие ролики на YouTube. Я не могла поверить, когда ко мне поступил первый заказ. Но я зря волновалась, потому что клиент позвонил ко мне и сказал, что никогда не ел такие вкусные суши. Потом я вышла замуж за гражданина Азербайджана и мне выдали годовую прописку. Так я смогла зарегистрировать свой бизнес.
Оглядываясь назад, вспоминаю, что раньше в день я могла получить один-два заказа, сейчас около 38. И я уже не одна этим занимаюсь, а вместе с большой командой поваров, курьеров и других сотрудников.
Мои клиенты — в основном это граждане Казахстана, с которыми мы теперь дружим и общаемся.
Благодаря бизнесу я учусь быть коммуникабельной, потому что раньше я никогда не работала в коллективе. Так как у всех людей разные характеры, настроение, с которым они приходят на работу. Еще я учусь быть лидером.
Мы уже выросли из обычной доставки, поэтому через 15-20 дней открываем небольшое кафе
Мы уже выросли из обычной доставки, поэтому через 15-20 дней открываем небольшое кафе. Это новый опыт для меня, начиная от выбора помещения, найма сотрудников и живого общения с клиентами. Еще мы хотим иметь филиалы в других городах Азербайджана.
Я рада, что доказала всем, кто не верил и думает, что здесь тяжело начать свое дело. Все возможно, если веришь в себя и делаешь все по закону.
Жанат Жунусов, 37 лет, родной город — Караганда, безопасность системы доступа и ограничения
Моя первая командировка в Азербайджан состоялась в 2014 году. Наша компания — официальные дистрибьюторы домофонов торговой марки VIZIT по Казахстану и Сибирской части России. В том году в ноябре нашему казахстанскому представительству исполнилось 10 лет, а российской компании в этом году 30-го сентября тоже 10 лет.
Так уже четыре года в Баку мы занимаемся продажей домофонов, монтажом и оказываем сервисные услуги.
В Баку меньше проблем с кражами, нет таких холодов, как в Астане и молодежь не сидит в подъездах и не мусорит. Но в Азербайджане на 60 процентов рынок еще свободен. А с этого года началась реновация, сносят старые пятиэтажки и сразу же возводят новостройки. И еще Баку — большой город, официально здесь живет два миллиона человек, но на самом деле население здесь больше. Так что работы непочатый край, но есть свои сложности и особенности.
Работа в Азербайджане отличается тем, что предполагаемые сроки нужно умножать на два, а бюджет — на три. Потому что здесь люди могут сказать: «Да», но реализация может растянуться на несколько месяцев.
Работа в Азербайджане отличается тем, что предполагаемые сроки нужно умножать на два, а бюджет — на три
С оформлением документов на компанию никаких проблем не было. У них есть что-то наподобие ЦОНа только называется по-другому, служба ASAN при президенте Азербайджанской Республики. Сервис на высшем на уровне и работают безотказно с десяти утра до восьми вечера. На входе встречают волонтеры, все программы работают и «не виснут». А если видят, что ты иностранец то ведут в отдельное окошко чтобы, не возникло сложностей.