Компания: частная художественная школа InDiGo
Сфера деятельности: образование
Год основания: 2011
Стартовый капитал: 200 000 тенге
Как все начиналось
Людмила. У меня высшее художественное образование. Когда во время учебы я узнала, что моя профессия будет связана с детьми, мне не верилось, я думала, что не смогу. Окончив учебу, я поступила на магистратуру в Астане. Знакомая, с которой мы снимали квартиру, предложила попробовать себя в роли преподавателя в художественной школе. Я не сразу, но решилась.
В школе мне встретился замечательный преподаватель. Она разглядела во мне потенциал преподавателя. Никогда не забуду ее слов о том, что учить детей, особенно первый курс — большая ответственность. «Они еще совсем молодые, и что ты заложишь в них, с тем они и пойдут в жизнь, в университет» — я восприняла это серьезно. На последние деньги стипендии ксерокопировала книги, изучала, брала их домой. Мне безумно нравились мои ученики, я была от них в восторге. Тогда я поняла, что преподавание — это мое.
Потом меня перевели в другой филиал. У меня был уже не первый курс, а младшее звено, дети с пяти лет. Помещение было небольшое, и это доставляло неудобства. Тем не менее я вспоминаю о том периоде жизни с благодарностью, потому что это помогло мне встать на ноги и реализовать себя.
Максим. В тот момент я работал гидравлистом и иногда приезжал на работу к Людмиле, помогал ей прибираться после занятий.
Людмила. Как-то мы с Максимом сидели на кухне и пили чай. Я сказала, что у меня есть мечта — открыть свое небольшое дело. Максим — человек дела: есть желание — значит нужно действовать.
Мы нашли помещение и арендовали его. Самый большой его плюс был в близости к набережной. У нас была небольшая сумма — около 200 тысяч тенге. Часть из них мы отдали за аренду помещения, а на остаток, меньше 80 тысяч, мы купили 5 столов и шкаф, весь материал для обучения был мой. Так мы набрали одну группу и открылись.
Я поняла, что преподавание — это мое
Параллельно мы работали на прежних местах и думали только о том, чтобы хватило денег на аренду. В следующий месяц того, что заработали, хватило на аренду, и даже немного осталось. Конечно, мы были рады, что никому не должны. Потом у нас становилось все больше групп, одной меня было недостаточно, и мы наняли еще преподавателей.
Максим. В 2012 году, через год после открытия, я ушел с работы. Нужно было помогать Людмиле.
Людмила. А потом я стала собираться в декрет, и все заботы о школе взял на себя Максим.
После рождения старшей дочери я постаралась быстрее включиться в работу. Когда ей было три недели, мы с Максимом и с дочкой на руках выбирали второе помещение. Мы открыли филиал, но не справлялись. Как раз в тот момент начались скачки курса доллара, мы потратили много денег, которые одолжили у родственников, и в конце концов закрыли филиал.
Максим. Мы не переживаем, считаем это опытом и не жалеем о потраченных деньгах. Из первой неудачной попытки мы вынесли уроки и без ошибок запустили второй филиал. Сейчас открываем третий филиал по улице Шевченко.
Когда дочке было три недели мы с Максимом и с ней на руках выбирали второе помещение
Наши будни
Максим. У нас 350 учеников, 6 преподавателей, 3 филиала и администраторы. В связи с расширением мы ищем еще преподавателей.
Наш формат — академическое обучение детей от 5 до 17 лет. Мы позиционируем себя как художественная школа. Обучаем базовым, фундаментальным предметам, благодаря которым в дальнейшем можно получить любое художественное образование. Дальше ребенок может сам выбрать направление, куда он хочет пойти: в дизайн, архитектуру или анимацию. Сейчас в художественной сфере можно найти сотню специальностей.
Наших детей мы настраиваем и готовим к поступлению за рубеж. Чтобы там они увидели другие подходы, научились новому и потом привезли эти знания в Казахстан. У нас есть дети, поступившие в Чехию, Австрию, Россию.
Занятия проходят в группах. Благодаря тому, что мы наработали хорошее количество учеников, у нас есть возможность сделать градацию в группах. Например, пяти- и шестилетние малыши занимаются отдельно. При этом шестилетние дети делятся на дошкольников и первоклашек. Так же делятся и семилетние. У всех разные программы.
Наших детей мы настраиваем и готовим к поступлению зарубеж
О принципах и традициях
Максим. В нашей сфере сложно найти специалиста, который был бы и хорошим художником, и преподавателем. Выбирая преподавателей, мы ориентируемся на человеческие характеристики. Если нам легко беседовать с человеком, значит, и с нашими детьми он найдет общий язык.
Преподаватели не заполняют журнал, не занимаются бумажной работой. Они приходят, чтобы отдавать детям знания. Я занимаюсь общением с родителями, ведением документации, поездками по банкам. Людмила преподает и пишет программы обучения.
Людмила. К нашим ученикам мы относимся как к своим детям. Мы знаем всех 350 ребят по имени, как зовут их родителей и даже бабушек и дедушек, какие у них домашние животные. Мы близки друг с другом как одна большая семья.
Максим. Мы всегда говорим родителям: «Если вы привели к нам ребенка, то вы оставляете его не просто на обучение, а еще и на воспитание». Некоторым родителям нравится, когда мы просим детей убирать за собой с парты в конце урока. А некоторым не нравится, они удивляются — почему его ребенок должен убираться. Дети убирают за собой рабочие места не потому, что нам сложно нанять убощицу, а потому, что это воспитательный момент.
Максим. Когда мы сами стали родителями, стали лучше понимать, что нужно родителям детей, которые обучаются у нас.
Наш опыт
Людмила. Наша работа — совместное хобби. Открыв школу, мы стали проводить вместе 24 часа 7 дней в неделю, и это сблизило нас. Иногда бывает, что нам нечем друг с другом поделиться: работа одна, мы знаем все друг о друге, но нам это не мешает. Мы можем вместе мило помолчать.
Максим. Семейным бизнесом стоит заниматься, если в семье есть стержень и общие принципы.