О жизни
Я никогда раньше не была в Казахстане, но много слышала о стране от родителей. Они были историками, у меня интеллигентная и разносторонне развитая семья. Я выросла на рассказах о Советском Союзе, сейчас учу русский язык, он звучит как музыка для меня. Я много слышала о Чингисхане, читала повесть «Тарас Бульба», знаю о многих завоеваниях и нашествиях, битвах, которые происходили на вашей земле. Много выходцев из Южной Африки жили в СССР до 1994 года.
Мой дядя работал и учился в Ленинграде вместе с женой, поэтому они прекрасно знают русский язык. Их дочь — моя двоюродная сестра жила в России и в детстве хорошо разговаривала на русском. Она повзрослела и забыла язык, не может даже поверить в то, что когда-то на нем разговаривала. Покинув Россию вместе с родителями, она перешла на английский. Я думаю, что она быстро вспомнит русский язык, если снова окажется в русскоязычной среде. Сейчас они живут в ЮАР. Я прошу дядю и тетю прилететь в Казахстан и рассказать о своей жизни в Советском Союзе. Они отказываются, говоря, что им давно не 18 лет и путешествия нелегко им даются, моему дяде 81. Я все же надеюсь, что они посетят Казахстан.
Со мной в Астане живут две внучки. Одна посещает балетную школу, другая учится в Haileybury school. Старшая внучка любит казахский язык, а младшая — русский. Они всегда спорят по поводу того, какой язык лучше и легче. Им нравится здесь, у них много хороших друзей среди казахов. Они жалуются лишь на то, что им приходится часто фотографироваться.
На самом деле это часто происходит с нами на улице, когда мы гуляем с семьей, все люди просят с ними сфотографироваться. Я никогда так много не фотографировалась. Я даже не знаю людей, у кого сейчас хранятся фотографии меня и моей семьи. Все на улице спрашивают, откуда я, про Нельсона Манделу и Чемпионат Мира в 2010 году. Многие говорят, что тот Чемпионат был лучшим за все эти годы. Он был пронизан духом Африки и был особенным. Мы отказываем людям, когда спешим, но люди заинтересованы в том, откуда мы, и задают много вопросов об Африке. Мне нравится разговаривать с незнакомцами в Казахстане. Еще я поняла, что люди не всегда осознают то, что в Африке живет много рас, национальностей: французы, португальцы и другие европейцы. Советник ЮАР в Казахстане белый, хоть и родился в Африке. Люди часто удивляются этому, думая, что все африканцы имеют темную кожу. Ему часто задают вопросы вроде: «Где вы родились? А где родились ваши родители? А бабушка с дедушкой откуда? А вы точно из Африки?». Кстати, актриса Шарлиз Терон и жена князя Монако Альбера тоже родом из ЮАР.
Об Астане
В Астане я уже больше полутора лет. Я прилетела зимой, когда было холодно, ветрено и все покрыто снегом.
Я была здесь во время проведения выставки EXPO, где были представлены 22 африканские страны. Было потрясающе, атмосфера была волшебной. Мы проводили много культурных мероприятий в африканском павильоне, отмечали национальные дни, приглашали музыкальные группы из Африки, они каждый день выступали в павильонах. Среди них был квартет из ЮАР, струнный квартет «Совето», который играл каверы на классическую музыку на наших национальных инструментах. Они необычная группа, которые объединяют классическую и народную африканскую музыку. Они подружились со многими казахстанскими коллегами, с которыми до сих пор общаются.
Я люблю гулять по Астане. Здесь много парков, мест, где можно посидеть или погулять, посмотреть на людей, птиц, природу. Я гуляю по набережной, по мосту, вдоль реки. Я думаю, что лучшие места в Астане — парки. Для города важно иметь места с большим количеством зелени. В Астане много бетона, строений, которые нужно оживить. Даже находясь в каменных джунглях, благодаря этим паркам остаешься на связи с природой.
У меня есть служебная машина, но я часто гуляю пешком, ведь это лучший способ узнать город поближе и быть в курсе событий. Ты видишь больше людей и настоящего города. На машине не можешь поговорить с людьми, а гуляя пешком, можно сесть на скамейку и начать разговор с соседом по скамейке.
Зимой гулять сложнее, есть опасность поскользнуться, что чревато травмами. Зимой можно гулять в торговых центрах, но, к сожалению, я их не люблю. Казахстан — самая холодная страна, в которой я когда-либо была. Я люблю холодную погоду, когда сама нахожусь в помещении. Но я люблю снег. Перед приездом сюда я купила зимнюю одежду в магазине для лыжников в ЮАР.
О покупках
Я предпочитаю маленькие магазинчики и бутики с одеждой или ювелирными изделиями — так ты оказываешь поддержку малому бизнесу и семье, которая владеет этим магазинчиком. Там же можно пообщаться с хозяйкой магазина. Делая покупки в большом торговом центре, помогаешь крупному бизнесмену, «крупной рыбе». А двигатель экономики и социума любой страны — именно малый и средний бизнес. Малый бизнес обеспечивает работой большее количество людей, чем большие конгломераты. В ЮАР есть много крупных международных компаний. Но одна такая компания обеспечивает работой, например, один миллион человек по всему свету, в то время как один миллион маленьких компаний имеет большее количество сотрудников.
В супермаркетах ЮАР еда весьма разнообразна: можно купить еду из Чили, Европы, Бразилии, Аргентины. Страна находится на берегу, так что у нас нет проблем с импортом и экспортом продуктов. В Казахстане выбор намного меньше, потому что здесь нет портов.
О еде
Один из моих любимых ресторанов — «Арнау». Там готовят вкусную казахскую кухню, плюс у них хороший сервис.
На нашу кухню повлияла индийская культура. Более двухсот лет в Африке проживает много индийцев, которые были привезены в Африку британцами. Поэтому у нас есть блюдо бирьяни, похожее на плов. Единственная разница в том, что бирьяни более острое. Еще у нас есть африканские тефтели, похожие на ваши, но мы вместо риса добавляем в них чили.
В целом наша культура — смесь разных народов. У нас около 12 разных национальных блюд, на нас повлияла датская, английская, индийская, французская, восточноафриканская, западноафриканская культуры. Датчане и французы, бежавшие от гонений, укрывались в Южной Африке, поэтому у нас богатая разнообразная кухня, особенно в плане выпечки. Например, от Англии мы позаимствовали жаркое. В Африке мы тоже пьем чай с молоком. Мы подогреваем молоко для чая, это результат влияния английской культуры. Я удивилась, узнав, что в Казахстане вы наливаете холодное молоко в чай.
О людях
Между казахами и африканцами много схожестей. В вопросах культуры мы похожи, особенно наши свадьбы. Африканцы, как и казахи, не могут вступать в брак без одобрения родителей, до свадьбы родителям обеих сторон необходимо познакомиться. Жених не может напрямую пойти к отцу невесты и попросить ее руки, потому что его будущий свекор старше его. Это грубая ошибка. В нашей культуре дяди жениха должны сначала договориться с дядями невесты, затем они вместе идут к отцу жениха просить разрешения. Это напоминает ваш обряд құда түсу.
Думаю, что у казахов, как и у нас, большую роль играют бабушки и дедушки. Мы поддерживаем с ними близкие отношения. В моем племени Тсвана обычно бабушки и дедушки дают имена новорожденным детям. Родители могут между собой обсуждать какие-либо вопросы, но все же они всегда просят совета у старшего поколения в присутствии родителей. В этом плане мы тоже похожи с вами. Я хорошо понимаю казахов, например, их поведение в определенных ситуациях. Мы, так же как и вы, тесно связаны с родственниками.
Единственное, в чем мы с вами не похожи, это внешность. Люди в Казахстане похожи друг на друга больше, чем жители Африки. В Южной Африке живут потомки украинцев, норвежцев, индийцев, французов, зулу, тсваны, косо, они внешне сильно отличаются друг от друга.