Как сейчас
У нас мало времени быть настоящими или по-настоящему делать то, что хочется, то, что приносит удовольствие, а не то, что нам за него выдают. Кто-то работает, кто-то делает вид, что работает, но все при этом бесконечно заняты. И, да, это не плохо и не хорошо, это выбор каждого. Говоря о себе, я благодарна карантину за возможность при всей своей занятости быть занятой дома.
Мой дом, дети, работа, их желание есть, играть, драться и мириться, потребность прибежать к работающей маме обняться или пожаловаться. Это удовольствие — наблюдать сквозь приоткрытую дверь, как твои пацаны, которые иногда кажутся недружными, капризными и не умеющими играть вместе, шепчутся, а старший может взять младшего за руку и тихонечко пройти мимо твоей двери.
Я часто слышу в свой адрес, что даю им слишком большое пространство для выбора, что бываю слишком строга и веду дела с ними как с равными, забываю, что сыновья — это все-таки дети
Нам нужна была эта самоизоляция. Это наше настоящее показывает, что из нас и из них выросло. Я наблюдаю самостоятельность, желание и умение узнавать новое, ответственность в своих детях и, как и прежде, желание и умение дурачиться, радоваться, если меня не найдут при игре в прятки в квартире. Наблюдая всю эту картину в своей квартире с одними и теми же главными героями уже больше месяца, я убеждаюсь в правильности выбора линии воспитания мальчишек и стиля поведения с ними.
Я часто слышу в свой адрес, что даю им слишком большое пространство для выбора, что бываю слишком строга и веду дела с ними как с равными, забываю, что сыновья — это все-таки дети.
О воспитании
Я всегда даю выбор, часто условный, но когда сыну четыре-пять лет, мама имеет на это право. Простой пример: «Почисть зубы и съешь мороженку, если нет — то и мороженки нет». И здесь важно понимать, что это не ультиматум или угроза, это спокойное описание возможности выбора. Решение, которое ребенок должен принять. И таких примеров много. Главное, что важно, не превратить возможность выбора в угрозу или давление. И быть готовым к тому, что сегодня ребенок может остаться с нечищенными зубами.
Простой пример: «Почисть зубы и съешь мороженку, если нет — то и мороженки нет»
В своих примерах я показываю два вида задач, когда дети выполняют и получают что-то индивидуально для себя: «зубы = мороженка», и где личная выгода идет за общественно полезным делом. Мой опыт показал, что это общественно полезное дело должно быть заблаговременно внесено в обязанности. В этом случае, когда вы с ребенком говорите о том, что каждый в вашем доме, семье — в помощь и поддержку каждому, распределяете и внедряете новые обязанности и сами соблюдаете системность их выполнения, дети это принимают и через небольшой промежуток времени, когда проверят вас на серьезность ваших же слов слезами и мытарством, будут выполнять свои обязанности.
Я не психолог и не педагог, но четко выделила три ступени выработки понимания неизбежности новой обязанности:
— отрицание
— манипуляция мамой
— принятие.
Поверьте, никому не больно. Просто маме, если она «за» ответственность и самостоятельность с раннего возраста, важно самой верить в то, что ее дети могут и будут справляться.
Маме, если она «за» ответственность и самостоятельность с раннего возраста, важно самой верить в то, что ее дети могут и будут справляться
Вернусь в сегодня. Я готовлю завтрак и, накрыв детям на стол, ухожу на утренний рабочий статус в свой компьютер. Возвращаясь через час на кухню, вижу, как младший сын переносит грязную посуду со стола к раковине, а старший, убрав продукты в холодильник и куда-то еще по местам, бежит на свой онлайн-урок. Говорит мне: «Мам, я помыть посуду не успел, после математики у меня будет перемена 30 минут, и я все сделаю». В этой, пусть это будет четвертая стадия, уже неважно, кто ее уберет или сложит игрушки, польет цветы или что-то еще. Здесь важно быть благодарным и не жалеть друг для друга тех самых настоящих слов. Потому как 500 тенге за чистую кружку и 200 тенге за убранную комнату такого тепла и любви не подарят.