Опытный IT-менеджер, управляющий партнер группы компаний DAR поделился своим мнением о том, как казахстанскому малому и среднему бизнесу эффективно работать с креативной экономикой, удерживать технических специалистов и осуществлять прикладные digital and real проекты, которые будут экономить время и ресурсы предпринимателей за счет использования технологий, ранее доступных только крупному бизнесу.
Болат Садыкулов, управляющий партнер группы компаний DAR
О развитии креативной индустрии в Казахстане
Креативная индустрия в Казахстане развивается стремительными темпами. Во многом этому способствует то, что за последние годы в нашей стране выросло уже целое поколение по-настоящему талантливых и хорошо образованных IT-специалистов. Но многие из них все еще предпочитают трудоустройство за границей, и мы наблюдаем отток ценных кадров — самый большой риск для развития креативной экономики в Казахстане.
Мы можем сделать качественный рывок в развитии и перейти от сырьевой экономики к инновационной. Что необходимо Казахстану, чтобы удержать профессионалов и занять лидирующие позиции в креативной индустрии на мировом рынке?
Креативная индустрия стремительно развивается и на Западе. Кажется, еще никогда не было так просто стать полноправным участником глобальных изменений и оказаться на гребне волны. Чтобы войти в креативную экономику, сегодня достаточно иметь компьютер и уметь на нем работать: создавать анимацию, видео, IT-продукты. И казахстанская молодежь активно осваивает все эти направления. Между тем спрос на хороших специалистов в креативной индустрии растет по всему миру.
Нашему аниматору или айтишнику тоже предлагают деньги за рубежом и иногда вдвое больше. И единственное, что его держит — менталитет: семья и другие якоря. А те, кто меньше держится за семейные связи и традиции, спокойно уезжают. Происходит утечка мозгов. И причем хороших.
О поддержке специалистов внутри страны
Бороться с оттоком кадров из страны можно двумя способами.
Прежде всего, нужен свободный рынок, здоровая конкуренция и поддержка государства. Правда, избирательная и целенаправленная. Как показало время, инициативы, направленные на инкубацию проектов, дают всходы, но не всегда жизнеспособные. Многие стартапы бодро начинают, но быстро прекращают свое существование. Гораздо эффективнее разработать меры поддержки на этапе акселерации проектов, когда стартап уже доказал свое право на существование. А именно: разработал хороший, крепкий продукт, привлек клиентов и какой-то объем выручки — все, что можно оценить по количественным и качественным критериям.
Второе, что было бы хорошо — инициативы, которые проявляет государство, и результаты работ, которые предоставляют ребята, будь то снятые мультфильмы, видео, разработанные программы: все это должно увидеть свет. Не лежать на полке, а выйти к конечным потребителям. Потому что для нас, представителей креативной индустрии, важно, чтобы результаты нашей работы были нужны. Когда просто для галочки идет финансирование, а готовые проекты забываются, это не работает.
Становлению отечественных стартапов и их признанию мешает и другая особенность нашего рынка и менталитета в целом. Опираясь на свои наблюдения, могу сказать, что казахстанских потребителей можно разделить на две группы. Если говорить о потребителях IT-продуктов, первая группа — это патриотичные представители МСБ. Им крайне важно использовать казахстанские решения. Работать с такими предпринимателями комфортно, легко достичь понимания. Вторая группа, более многочисленная, к отечественным разработкам относится с недоверием.
Как быть успешным на международном рынке
Казахстанская разработка, если говорить только об IT, себя уже зарекомендовала. Наша страна разработала уже столько полезного ПО, что все это можно смело экспортировать. И многие это осознают. Казахстанская IT-школа находится в топе, если не в тройке, то в числе пятнадцати лучших школ мира однозначно.
Например, наша ERP-система Darlean давно пользуется спросом в Индонезии, а вскоре появится и на рынке США. Недавно мы созванивались с партнерами в США. Они посмотрели наш продукт и сказали, что хотят с нами работать. Это решение было принято буквально за две встречи. Такого легкого входа на рынок у нас не было даже в Казахстане. Потому что у нас есть скепсис — все сомневаются.
Вырваться вперед и занять место на самой вершине мешает знание английского языка. При всей технической подкованности в этой области наши специалисты пока отстают. Когда вы выходите на международную арену, там нужно не только программировать, но и коммуницировать. Потому что основа нашей индустрии — это коммуникация. Все думают, что важно программировать. Нет, это вторично. На первом месте — отношения, коммуникации. И с более высоким уровнем английского языка наши ребята будут выбиваться в лидеры. Многие занимают топовые позиции в компаниях, потому что у них есть язык. А ребята, у которых нет языка, находятся от лидеров настолько далеко, насколько им требуется времени для овладения хорошим английским. Только это их на данный момент ограничивает.
В то же время в Казахстане остро стоит вопрос финансирования проектов в креативной индустрии. И проблема не в том, что на них нет денег. У нас отсутствуют простые и понятные механизмы привлечения инвестиций для стартапов.
На прошедшем CFO Summit мы обсуждали, что в Казахстане есть несколько источников финансирования. Например, банки. Но они относятся к традиционным источникам финансирования, и чтобы получить у них деньги, нужно предоставить какой-то залог. А креативная индустрия не оперирует такими основными фондами, как производственные цеха, недвижимость и другими материальными активами, которые можно было бы предоставить в качестве залога. Более того, если речь идет о стартапе, у него вообще нет никакого имущества, кроме собственного потенциала, идей и знаний: это все нематериально. Поэтому они не проходят по критериям банков и часто обращаются к международным инвесторам, к венчурному финансированию. Так называемые бизнес-ангелы вкладывают деньги за какую-то небольшую долю в капитале стартапа. И это получается. Мы знаем много успешных стартапов в Казахстане, которые поднялись на инвестициях из-за рубежа.
При этом, сам будучи представителем креативной индустрии, я уверен: она будет только расти и развиваться. В нее устремляется все больше людей, а значит, и инвестиций, и ресурсов.
Количество IT-вузов в стране растет, как и количество выпускников. IT-специалисты — это как врачи: есть ЛОР, есть хирург — много специализаций. И каждый год появляются новые. Соответственно, ребята выбирают: идти либо в корпоративный сегмент, где они присоединяются к крупным командам и развивают их продукты, либо делают собственные стартапы. Эксперты считают, что Казахстан находится в двух-трех годах от крупного инвестиционного эксита — какая-то из наших айтишных компаний продастся крупному иностранному игроку.