facebook

Порекомендовать героя

WE важно, кто рядом с нами и нашими семьями. МЫ стремимся делать так, чтобы вокруг нас были надежные люди, которым можно доверять. Рекомендуя людей, обратите внимание на наши ценности и ориентиры.

    Наши люди WE:

  • Наш Человек стремится создавать то, что улучшает жизнь людей

  • Наш Человек в общении с окружением честен и справедлив, порядочен и верен

  • Вы доверяете ему и уверены в его искренности

  • Наш Человек живет полной жизнью: любимая семья, достойное окружение, любимое дело, интересное хобби

  • Наш Человек всегда идет вперед и развивается

  • Наш Человек неравнодушен и готов вместе с нами создавать добрые дела

Далее closerecommendheropopupa
closesearch
drawnup
ВАША ЗАЯВКА ПРИНЯТА

Спасибо за неравнодушие!
Нам важно узнавать о достойных людях, чтобы рассказывать о них городу!

Вернуться на главную

Array
(
    [SRC] => 
    [WIDTH] => 0
    [HEIGHT] => 0
)
kak-kazahstanec-muhit-kulmaganbetov-stal-edinstvennym-kvantovym-oftal-mologom-v-mire
logo
Как казахстанец Мухит Кулмаганбетов стал единственным квантовым офтальмологом в мире

01.04.2025

Как казахстанец Мухит Кулмаганбетов стал единственным квантовым офтальмологом в мире

В нашей рубрике об ученых из Центральной Азии мы знакомимся с молодыми исследователями и узнаем об особенностях их ежедневной работы и перспективах развития и роста. В этот раз наш герой — Мухит Кулмаганбетов, единственный квантовый офтальмолог в мире.


Мухит Кулмаганбетов, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией по квантовой офтальмологии в Гонконге, CEO компании Structured Light Tomography

Мухит Кулмаганбетов

О себе

Мое детство прошло в небольшом ауле Калжан Ахун в Кызылординской области. Позже наша семья перебралась в райцентр Теренозек. Оба родителя учились в Карагандинском мединституте, а сам я окончил бакалавриат и интернатуру по хирургии в Медицинском университете имени Асфендиярова в Алматы. В дальнейшем выбрал в качестве специализации офтальмологию. Прошел резидентуру в КазНИИ глазных болезней, после которой поступил в докторантуру в Кардиффский университет.

Теперь я Senior Research Fellow, возглавляю лабораторию по квантовой офтальмологии в Гонконге. Половину рабочего времени трачу на исследования, а другую — на коммерциализацию нашего проекта.

О научных исследованиях

Я был докторантом у профессора Джеймса Моргана — одного из лучших специалистов по глаукоме в мире. Он редко берет докторантов, и мне повезло, что мой доклад по глаукоме заметили. Профессор взял меня в качестве докторанта с одним условием — я должен был углубиться в Data Science, чтобы написать алгоритмы для IT-программы по изучению и диагностике глазных заболеваний.

Я проводил различные исследования и писал код для программы искусственного интеллекта, которая выявляет апоптоз или отмирание клеток сетчатки глаза. Также принимал участие в создании оптического томографа. Благодаря этой работе офтальмологи могут увидеть на молекулярном уровне изменения в сетчатке, которые и приводят к глаукоме, возрастной молекулярной дегенерации и болезни Альцгеймера. Наша работа получила широкое признание в научном мире, так что можно сказать, что мы совершили прорыв.

После докторантуры я получил предложение от членов Института квантовых вычислений Университета Ватерлоо, канадских физиков Душана Шаренац и Дмитрия Пушина, возглавить только формирующуюся лабораторию по квантовой офтальмологии в Гонконге. Им нужен был специалист, который разбирается в инжиниринге, оптоэлектронике, IT, офтальмологии и квантовой физике. Они предложили объединить наши усилия по созданию микроскопа, использующего квантизированные фотоны. Впереди ждала большая работа.

казахстанец-ученый в Гонконге

Сегодня квантовая офтальмология — это уже реальность. Направление позволяет расширить наши исследования по заболеваниям глаз, их диагностированию и лечению.

В 2014 году я основал Казахстанскую молодежную медицинскую ассоциацию. За эти годы организация выросла и объединила несколько тысяч студентов. Одно из достижений организации — получение возможности обмена с другими университетами из разных стран.

Я тесно взаимодействую с Национальной Академией наук. Там много молодых ребят, которые вносят вклад в развитие отечественной науки, отдают ей все свое время, силы и знания. Долгое время нашим ученым было сложно реализоваться у себя в стране. Сегодня отток умов все еще есть, но с этим пытаются бороться и создают условия для исследователей.

Также я состою в Казахстанской PhD Ассоциации Великобритании, Казахстанской Международной Ассоциации Ученых, президент которой Мейрманов Серик — профессор в Японии. В рамках этой организации меня недавно включили в список топ-100 ученых-казахстанцев за рубежом.

О научной деятельности в Гонконге

В Гонконге быть ученым престижно. Исследователи получают общественное признание, а врачей ценят еще больше. А заработная плата здесь в полтора-два раза выше, чем в других странах.

Программа, по которой я изначально приехал в Гонконг — Research Talent Hub. Она похожа на «Болашак», только наоборот. Ученые не уезжают из страны, а государство привлекает научных сотрудников из других стран. Спонсируются только три позиции: Research Assistant, Research Associate и Postdoc. По условиям данной программы должны выполняться два условия:

— вы должны готовы жить и работать в Гонконге и взять под свое крыло как минимум двух местных ассистентов на три года

— также надо быть обладателем диплома из топ-100 университетов мира. Сам университет может не входить в топ, но конкретно ваша специализация в этом университете должна быть в этом рейтинге. Например, Университет Кардиффа, где я получал докторантуру, не самый лучший в мире, но он лидирует в области офтальмологии, поэтому меня приняли.

Это разумный подход, ведь через три года я могу уехать, но мои ассистенты останутся в стране и будут дальше развивать направление исследований.

Таким образом, Гонконг стал центром притяжения талантливых ученых из разных стран мира.

Также мне нравится, что здесь взят курс на коммерциализацию. При университетах работают центры коммерциализации, где есть штат юристов, специалистов, помогающих запитчить стартап, оформить документацию. Есть акселераторские, венчурные и инвестиционные центры. Если ты проводишь какой-нибудь эксперимент и получаешь даже незначимый результат, кто-то будет готов это купить. Поэтому большое количество исследований носят прикладной характер, а их результаты сразу находят применение. Это одна из причин, почему в Гонконге развиваются новые технологии.

Развитие ученых здесь выглядит органично: от экспериментов в кабинете до предпринимательских навыков.

Как развить интерес к науке у молодежи

Первое познание приходит через соприкосновение с окружающим его миром. Принято считать, что желание идти в науку связано с какими-то предпосылками из детства, например, ребенок был в окружении взрослых людей, увлеченных наукой.

Мухит Кулмаганбетов

Профориентационная работа с детьми. Важно, чтобы у детей был непосредственный контакт с учеными, тогда будет первичное представление, какая область была бы им интересна. В развитых странах школьникам разных возрастов регулярно устраивают экскурсии в университеты и научные центры. Недавно к нам в лабораторию квантовой оптики приходили ученики средней школы. Нашей задачей было показать, как устроена лаборатория, рассказать, чем мы занимаемся, к чему эта деятельность может привести и к какому результату мы стремимся. Когда они узнали, что результаты наших исследований могут помочь 280 миллионам людей в настоящем, а в будущем еще больше, они стали задавать интересные вопросы.

Развитие потенциала и желание учиться прямо пропорциональны тому, как рекламируется наука в стране. В Гонконге нет культа социальных сетей, стремления разбогатеть легкими способами. Больше поощряется социально-полезная деятельность. Понятие успешности связано не только с финансовым успехом, но и успехом во всех аспектах: физическом, эмоциональном, интеллектуальном, духовном. Дети в Казахстане часто соприкасаются с неправильными ценностями и не совсем полезными направлениями, так как у нас все еще нет построенной идеологии.

Развитие образования в регионах и сельской местности. В Финляндии говорят, что самая лучшая школа — это школа, которая расположена ближе к твоему дому.

Информированность. Некоторые дети не знают о других возможностях, кроме как ЕНТ. У всех должны быть знания о грантах и стипендиях в мире.

Реформа системы образования. Мир быстро меняется, а некоторые знания устаревают. Мне нравится, что в школах Гонконга программирование — обязательный предмет. К окончанию школы ученики могут кодировать и даже открывают свои стартапы. Хотелось бы такие же условия и для наших ребят из регионов, а не только из специализированных школ.

Рекомендации для молодых ученых

Многие ошибочно полагают, что докторантура предназначена для тех, кто делает совершенно новые открытия. В действительности, докторантура направлена на воспитание в вас ученого. За время обучения вам нужно понять, как делается наука: от момента планирования, описания тезиса и цели до подачи грантов, экспериментальных протоколов и даже закупки материалов, обработки данных. Когда ты уже получил статистические данные, можно ответить на свою гипотезу — подтверждается она или нет. А потом все это вы описываете в своей диссертации.

Самое трудное — понять схему, разобраться, что от тебя хотят.

Вторая трудность — синдром самозванца. Сначала наступает эйфория, а потом ты начинаешь встречать невероятно умных людей и думаешь, что же нужно сделать, чтобы они меня признали? Этот всеобъемлющий страх может парализовать. А чтобы перебороть этот страх, нужно больше общаться с другими людьми. Обсуждать волнующие вопросы, делиться переживаниями. Вы поймете, что у других людей такие же страхи, те же проблемы.

Самый плохой вопрос — это не заданный вопрос. Поэтому не нужно бояться осуждения.

Узнайте первыми:

Подписаться на рассылку WE project!

Мы пишем о том, что помогает сориентироваться в новом мире и выбрать то, что нужно именно вам.

С ЭТОЙ СТАТЬЕЙ ЧИТАЮТ
Я работаю в ololo. Как компания помогает строить карьеру и развивать масштабные проекты
Я работаю в ololo. Как компания помогает строить карьеру и развивать масштабные проекты
Я работаю в OSON. Об особенностях работы в крупной финтех-компании Узбекистана
Я работаю в OSON. Об особенностях работы в крупной финтех-компании Узбекистана
Принципы работы Павла Дурова: свобода, подбор лучших кадров и инновации
Принципы работы Павла Дурова: свобода, подбор лучших кадров и инновации
Я работаю в Jusan Invest. Сотрудники о корпоративной культуре и преимуществах работы в финансовой сфере
Я работаю в Jusan Invest. Сотрудники о корпоративной культуре и преимуществах работы в финансовой сфере
Руководитель Alif Uzbekistan о корпоративной культуре одной из крупнейших финтех-компаний страны
Руководитель Alif Uzbekistan о корпоративной культуре одной из крупнейших финтех-компаний страны