О себе и творчестве
У меня интересная семья. Папа — музыкант, играл на гобое в симфоническом оркестре, а мама доктор. И я выбирала между этими профессиями. Мне нравилась медицина, и в то же время с момента моего рождения всегда звучала музыка. Когда была малышкой, я смотрела по телевизору балет, пыталась кружиться, ходить на цыпочках и мечтала стать балериной. Но папа сказал, что это невероятно сложная профессия, и предложил мне скрипку. В четыре года я знала все ноты и играла на скрипке. Но поняла, что радости мне это не приносит, как и любому ребенку, которого заставляют что-то делать. Со временем я выбрала другой путь.
Когда я оканчивала среднюю школу, то стала размышлять, кем же я хочу быть. Неоднократно возникала мысль, что я хочу быть актрисой, но я не решалась, мне казалось, что актеры — это небожители и нужно быть особенной, чтобы быть актрисой. Мне повезло попасть в профессиональную театральную студию, откуда я поступила в театральное училище.
Я помню свою первую роль. Это было в театральной студии, и она была такая трогательная и смешная. Но что касается профессиональных ролей, то вскоре после поступления в театральное училище к нам в Ростов-на-Дону приехал Пушкинский театр на гастроли из Петербурга, и мы оказались в массовке на сцене. Мы изображали молодых хирургов, были в белых халатах и масках. И хорошо, что на нас были маски, потому что на сцене играли известные народные артисты, и мы постоянно смотрели на них практически с открытыми ртами.
Со 2 курса я играла молодежные роли и к концу обучения я сыграла 250 спектаклей. Приехав в Москву, я сразу, хоть и ненадолго, оказалась в театре у Табакова, в «Табакерке». Я сыграла в культовом спектакле «Обыкновенная история», в котором когда-то играл Табаков, но на тот момент там играла Марина Зудина и другие известные актеры, среди которых я оказалась.
Затем были разные периоды, более или менее успешные. Какое-то время я была моделью по стрижкам у Сергея Зверева, объездила всю Европу.
Я не считала, сколько ролей сыграла за творческую карьеру. Так случается, что девушки выходят замуж и иногда меняют фамилию. Под первой фамилией по мужу я сыграла 25 главных ролей, потом я вышла замуж второй раз, и исчезла та девушка, появилась другая. Народ ведет отчет по фамилиям, поэтому я решила больше фамилию не менять и не путать людей.
В моей фильмографии есть фильм, который здесь знают не очень хорошо — он называется «Коля», чешско-британского производства, и он получил Оскар в 1996 году. Это добрый фильм, в котором я сыграла маму мальчика Коли.
Я человек, который любит пробовать разное. У меня на телевидении авторская программа «Разговор на сцене с Ириной Безруковой», в YouTube уже 10 серий. Это моя часовая программа, которую я веду сама и как редактор, и как журналист, и как ведущая.
Об Астане
В Астане я была много раз и с творческими работами в том числе. Недавно я играла в спектакле на Всемирном фестивале, посвященному 20-летию Астаны. Мы приезжали сюда с Московским Губернским театром и показывали спектакль «Бесконечный апрель». Прием был удивительный. Мы привыкли, что в Москве нас хорошо принимают, на спектакль попасть практически нельзя, билеты раскупаются в первые два-три дня. Но здесь я почувствовала особую атмосферу.
В тот приезд я жила в отеле Marriott и когда сфотографировала изнутри интерьер и окно, то мне писали: «Ты в Лас-Вегасе, или Атланте?» — никто не мог понять, где я. Потому что вид из номера, сам дизайн и вид за окном этого City сбивает народ с толку. Если не показать знаковые объекты: «Хан-Шатыр», «Байтерек», люди не понимают, где это.
Еще я сюда приезжала в роли тифлокомментатора — это редкая профессия. Не знаю, есть ли в Казахстане люди такой профессии. Это человек, который помогает незрячему понять театр, кино. Я окончила институт РЕАКОМП, он выпускает специалистов, которые адаптируют фильмы, спектакли, любые мероприятия для незрячих людей — это звуковое сопровождение. Человек может прийти, ему дают наушник, небольшую рацию и в наушник комментируют, что происходит на сцене, как выглядят герои, кто достает шпагу, кто кого обнимает, какие декорации.
И в Астане я комментировала спектакль нашего театра «Сирано де Бержерак», на который пришли 33 человека из «Казахского Общества Слепых». Они были в восторге и просили еще. Поэтому я веду переговоры с несколькими творческими организациями Астаны по поводу того, чтобы продолжить работать в этом направлении.
Мы с моей командой одни из первых, кто начал заниматься этим в России. И меня в этом году пригласили в ООН в Женеву сделать доклад о тифлокомментировании в России. На моем выступлении были представители из 24 стран мира. В Англии это делают 40 театров, во Франции чуть ли не каждый театр время от времени, в России впервые я сделала тифлокомментирование в театре в 2013 году. И уже десять спектаклей мы адаптировали для незрячих взрослых и детей.
К нам в театр ходит одна трогательная пара — слепой молодой парень и красивая зрячая девушка. И когда они смотрят спектакль, они выглядят как обычная влюбленная пара.
В Астане состоялась премьера, я впервые снялась здесь в фильме. Мне интересно работать с вашими кинематографистами, и процесс налажен прекрасно, все происходит четко и вовремя. Интересный проект. Я играю балетмейстера. Всю жизнь мечтала стать балериной — не получилось. Но мечта сбылась в Астане. Я нахожусь в театре «Астана Балет» и руковожу балетом. Я играю женщину с непростой судьбой, и хотя внутренне героиня мне не близка, но мне нравится, что с ней происходит в финале.
С тех пор, когда я приехала сюда впервые, возникло много новых зданий, но сердечное гостеприимство было всегда. И мне понравилось, что Астана кроме того, что это деловой город, это еще и культурная столица. Меня потрясают ваши планы и возможности.
Меня радует отношение правительства и президента к культуре. Потому что некоторые президенты любят хоккей, спорт, еще что-то, а культура уходит на задний план. У вас же уделяется равное внимание всем аспектам: и творческим, и социальным, и спортивным.