Сергей Смирнов, родной город — Усть-Каменогорск, фотограф
Как все начиналось
Свой первый фотоаппарат я купил в 21 год, я тогда только окончил кооперативный техникум, начал работать в райкоме комсомола и планировал построить карьеру в партии. Ради развлечения купил фотоаппарат «Зенит», и меня от него накрыло. Я начал фотографировать все, что было вокруг: портреты близких, друзей, пейзажи, натюрморты. Мой интерес рос, и я понял, что хочу не просто делать фотографии, а делиться ими, поэтому пошел в местный фотоклуб «Кристалл», который до сих пор существует. Там я встретил первых наставников, людей с опытом, со вкусом и взглядами, которые помогли мне сформировать мое мировоззрение как фотографа.
Из КПСС в фотографы
Я принял участие в одной передаче на местном телевидении, и директор телестудии предложил мне должность фотокорреспондента. Меня зажгло это предложение, чего нельзя было сказать о моей семье. Родители были в ужасе, как так я отказался от надежной и престижной партийной работы, а тогда я уже был кандидатом в члены КПСС, ради фотографий. Но я это сделал.
За восемь лет там я прошел отличную школу, познакомился с журналистикой и осознал, что телевидение и фотография — это разные вещи, поэтому начал фотографировать для газет, втайне надеясь начать снимать для книг и брошюр. Такой шанс выпал мне позже: я начал сотрудничать с крупными промышленными предприятиями. У них была потребность в имиджевой полиграфической продукции, а у меня в новом опыте.
Я горжусь, что я свыше десяти лет много снимал для «Казцинка», был глазами металлургического гиганта.
О сложностях
После «Казцинка» наступило непростое время. Прошли две волны кризиса, спрос на то, чем я занимался, упал, я как и многие остался без работы. Выход был один: переключиться на коммерческую съемку. Нужно было быстро переориентироваться, потому что газетам нужны были фотографии обычных живых людей, в стилистике издания, а людям нужна картинка, где отражен их собственный взгляд на себя. Так я пришел к комплиментарной фотографии.
Может показаться, что фотография на заказ — это не так интересно, но, как по мне, самое главное — любить людей. Когда я фотографирую человека, то моя задача — полюбить его на период съемки. Я в него влюбляюсь, неважно, мужчина или женщина, я начинаю испытывать к человеку симпатию, именно так настраиваюсь на хорошую съемку. Тогда получается, что человек хорошо выглядит на фотографии не потому, что она вся переделанная, отретушированная и сахарная, а потому что я увидел человека таким.
О разнице между советскими и западными фотографами
Я понимаю, что западные фотографы работают иначе: они показывают человека таким, какой он есть. Фотографы советской эпохи, наоборот, привыкли с первых минут воспринимать человека так или иначе, что, естественно, мешает. Я в себе с такими желаниями постоянно борюсь, это непрерывная работа над собой для любого фотографа, который хорошую часть своей жизни провел в Союзе. Ведь сейчас яркая плакатность, оценочность советской школы уже не актуальны, потому что люди стали тоньше, чувствительнее, и от фотографии они ждут той же тонкости и интеллектуальности.
Об обучении
Меня еще с фотоклуба дергали, когда приходил кто-то новый: «А что, а как? объясни!». Но меня это не напрягало, мне нравилось учить. Потом я заметил, что вопросы у новичков примерно одинаковые, всех на первых порах интересует одно и то же, поэтому я начал целенаправленно обучать основам фотографии, разработал собственный базовый курс в четыре занятия. Ко мне люди приходят не потому, что хотят стать фотохудожниками, а потому что хотят просто научиться фотографировать для себя.
С учениками я делюсь теорией, обучаю всему, что умею, на практике. Моя главная задача — изменить взгляд ученика на фотографию, помочь ему понять, получился у него кадр или нет, красивая перед ним фотография или неудачная. Если кто-то из людей потом решает заниматься этим профессионально, то понятно, что курсов недостаточно, нужно продолжать обучение. Я для них только первая ступень.
Может быть, я создал бы школу с полноценным обучением, но в рамках маленького Усть-Каменогорска это нерентабельно, поэтому провожу несколько раз в год курсы.
О планах
Мне редко нравятся мои фотографии, потому что я для себя самый страшный критик. Честно, могу посмотреть на работу и подумать: «Какой ужас я снял!». Но это от большой ответственности и требовательности к себе самому. Поэтому я хочу и дальше развиваться в профессии, наполняя работу дополнительными смыслами.
Я хочу, чтобы у меня на снимке был не просто красиво застывший человек, а чтобы у него в кадре была своя жизнь, мысли, взгляд, чтобы это читалось зрителем. Только тогда фотографию хочется рассматривать часами или вешать на стену, так что мне есть к чему стремится и куда расти.