Основатель онлайн-школы иностранных языков и мама о том, с чего начались проблемы в системе образования и какие изменения помогут их решить.
Екатерина Новикова, 38 лет, основатель онлайн-школы иностранных языков, преподаватель, переводчик, @ulpschool
О становлении
С самого детства одной из моих любимых игр была игра в школу. Моя мама — учитель начальных классов, всю жизнь работает в школе. Две мои тети тоже учителя. Поэтому в сфере образования я с самого рождения.
Когда мне было около 10 лет, я начала проявлять интерес к иностранным языкам. В тот период по телевизору показывали сериал «Санта-Барбара», и русский перевод в нем немного отставал. Я брала ручку и тетрадь, записывала английские слова, которые слышала, и их перевод. Так я делала первые шаги в изучении языка. Потом были курсы «Ешко». А после окончания школы я поступила на факультет иностранных языков, начала изучать английский, затем второй язык, третий и другие.
Я много путешествую и, находясь в разных странах, всегда стараюсь больше узнать об особенностях местного образования. А находя то, что мне нравится, внедряю это в свою систему обучения. Например, в Китае дети начинают день с зарядки. В Норвегии до восьмого класса не ставят оценок. А в Чехии педагог не имеет права быть педагогом, если он владеет только одним предметом. В Финляндии мне нравится, как готовят педагогов. У желающих стать учителем проверяется большое количество разных навыков. Например, в среднем педагоги там владеют тремя-пятью иностранными языками. Чем больше языков знает человек, тем более пластичен, гибок его мозг, тем более разносторонне он развит.
Я много путешествую и, находясь в разных странах, всегда стараюсь больше узнать об особенностях местного образования
Основные принципы, которые я применяю в работе и считаю наиболее важными:
— общаться с учениками с открытым сердцем. Не просто слышать, а слушать их
— создавать на уроке атмосферу дружелюбия, открытости и принятия каждого человека с любым бэкграундом, опытом, ошибками, с любой скоростью усвоения информации. Только в таких условиях человек способен воспринимать новую информацию и учиться
— каждый человек уникален. И моя задача эту уникальность увидеть, распознать. Не подстраивать его под некие стандарты, а наоборот, увидеть сильные стороны, развивать их и на базе этого уже помогать постигать язык
— наша школа — это намного больше, чем просто языковая школа. Часто я представляю ее так: это школа, где мы возвращаем утерянные крылья веры и надежды взрослым и детям. Я люблю, когда к нам приходят ученики, которые не раз слышали о себе: «Ты не способен, языки — это не твое». И когда начинаешь работать с этим ребенком по своей методике, видишь, как со временем он начинает меняться. Причем эти изменения происходят с ним не только на уровне языка, но и на уровне психики, а также в целом на уровне восприятия себя как человека. Невероятная радость и благодарность этих детей — это то, ради чего я создала свою школу.
О нынешней системе образования
Если бы меня спросили, хотела бы я учиться в современной школе, я бы ответила «нет». У меня трое детей, и двое из них — школьники. Иногда, открывая учебники, по которым занимаются дети, я не могу понять, что хотел донести автор. Я не понимаю объяснения, которые даются, и требования, которые предъявляются.
Сложности начались, когда мы взяли ориентир на европейско-американскую систему оценивания, когда пришла тестовая система. Детей практически с начальной школы стали готовить к этому формату, где есть вопрос и три варианта ответа. Они, как роботы, просто должны выбрать правильный. Стало страдать качество знаний. Детей перестали обучать тому, как получать знания, анализировать, доказывать, рассуждать. В школе этому не учат, а это главное. Причем многие страны постсоветского пространства имеют схожие проблемы в образовании.
Основная функция школы — это надзирательно- карательная и контролирующая. Изменилась система оценивания. Детям не дают права на ошибку. Если раньше за одну-две ошибки в работе ты мог получить «четыре», то теперь это оценивается на «тройку». Но ошибки — это то, без чего невозможен процесс обучения. И карать за ошибки подобным образом нельзя.
Еще один отрицательный момент — объем домашнего задания. Дети, приходя со школы, тратят еще в среднем три часа на то, чтобы выполнить его. У ребенка не остается времени на то, чтобы заниматься спортом и своими делами. Так, к 11 классу мы получаем букет психологических проблем, потому что дети находятся в постоянном давлении и стрессе.
В силу большой загруженности бумажной работой учителя не вовлечены в процесс обучения, не заинтересованы детьми. Они превратились в роботов, которые просто выполняют инструкции. В работе с детьми так нельзя. Мы не слышим детей, не чувствуем их, не знаем, какие у них переживания. И это приводит к трагедиям.
В силу большой загруженности бумажной работой учителя не вовлечены в процесс обучения, не заинтересованы детьми
Роль педагога в прошлом, настоящем и в будущем всегда была одна. В английском языке есть слово, которое ее хорошо характеризует — crucial. Педагог должен вкладывать в свою работу душу, безусловную любовь. Им должно двигать желание помочь и научить. Это основа основ.
О будущем образования
Чтобы у нас была надежда на светлое будущее и чтобы мы начинали творить его уже сейчас, каждый педагог должен пройти курс «Основы гуманной педагогики». Без этого курса я бы не допускала учителей работать с детьми. Автор методики — Шалва Александрович Амонашвили. Ее суть в том, что взаимодействие между педагогом и учеником должно идти от сердца к сердцу, с принятием каждого человека. Например, когда учитель входит в класс, первое, что он говорит детям, не «открыли тетради, записали дату», а «как я рад всех вас здесь видеть! Спасибо, что вы пришли». Смысл в том, чтобы не концентрироваться на промахах, а видеть хорошее в каждом человеке.
Мы живем в трансформационное время, которое затрагивает все сферы нашей жизнедеятельности. Это период турбулентности, когда происходят большие изменения. Чтобы подготовить ребенка к будущему, нужно научить его быть гибким. Есть исследование Гарвардского университета, в котором говорится, что в будущем люди в среднем будут владеть 20 профессиями. Поэтому наши дети должны получать знания в разных сферах.
В будущем люди не будут так сильно привязаны к месту. Наши дети будут жить в разных странах, и это будет абсолютно нормально. Отсюда следует, как важно знание языков.
Мы живем в трансформационное время, которое затрагивает все сферы нашей жизнедеятельности
Мы должны учить детей учиться. Потому что учиться надо будет постоянно. Если ты не будешь учиться, ты будешь на задворках.
Но прежде всего, нам надо учить наших детей взаимоуважению и любви к себе и окружающим людям.