Поговорили с людьми, которые создают успешный IT-бизнес в Казахстане. Узнали много интересного о том, что нужно знать перед открытием собственной компании.
Мухамеджан Дузенов, 36 лет, город — Алматы, сооснователь, директор по развитию бизнеса Python RPA, linkedin
О себе
В 2011 году я окончил Малазийский Мультимедийный университет по специальности «Информационные технологии». После работал консультантом по информационным технологиям в Ernst&Young и PwC. Мы много времени проводили за анализом бизнес-процессов, давали рекомендации по улучшению IT-архитектуры как стратегического, так и операционного характера.
Тогда заметил, что у большинства крупных клиентов в IT-архитектуре полная «солянка» — много систем от разных производителей, которые часто не интегрированы между собой из-за отсутствия API или политики вендора. Сотрудники таких компаний тратят много времени на ручной труд. В 2016 году, читая отчеты McKinsey и PwC, я заметил, что технология Robotic Process Automation набирает популярность в странах с развитой экономикой.
Мне стало интересно. И в 2019 году я заключил партнерство с крупнейшей компанией-вендором. А с 2020 года тестировал идею с собственным продуктом.
О проекте
Python RPA предоставляет программное обеспечение для автоматизации повторяющихся процессов. С помощью нашего софта сотрудники корпораций создают ботов без необходимости в программировании. Боты могут работать на компьютере, повторяя действия человека: нажимать кнопки, писать почтовые письма, собирать информацию с веб-сайтов, делать бухгалтерские проводки и так далее.
Боты применяются в процессах, где есть, например, проблемы интеграции со сторонним программным обеспечением. Так, наши боты взаимодействуют с кабинетом налогоплательщика для сверки электронных счет-фактур между бухгалтерской системой и порталом ЭСФ КГД.
Мы помогаем клиентам автоматизировать рутину в бэк-офисе: это бухгалтерия, казначейство, закупки, HR. Уже полгода работает партнерская программа: мы обучаем IT-компании самостоятельно внедрять роботов своим клиентам. Сегодня мы лидеры рынка с более чем 30 клиентами в Казахстане, Кыргызстане, Бразилии.
Делаем пилотный проект, в котором робот использует технологию NLP — обработку естественного языка. Он собирает новости с веб-порталов, анализирует тональность и отправляет топ-менеджеру на электронную почту в виде ежедневного дайджеста.
Как открыть IT-компанию
Юридическая сторона — самый простой вопрос в бизнесе, по крайней мере, на ранних стадиях. ТОО открывается за один день с помощью цифровых услуг на портале egov.kz.
Если вы планируете делать стартап с зарубежными инвестициями, советую пройти регистрацию в МФЦА. Это даст возможность защитить права инвесторов и основателей, поможет с потенциальным выпуском акций или их «размытием». Процесс займет до полутора месяца, а все процедуры описаны на сайте.
Поддержка для IT-компаний
Мы получили гранты от Qazinnovations общей суммой около 50 миллионов тенге. Это отличная возможность, чтобы проверить гипотезы. У нас есть несколько клиентов из квазигосударственного сектора, например, «Отбасы Банк» и QazCloud. Они поверили в нас и поддержали отечественный продукт. Тем более что мы в разы дешевле зарубежных аналогов.
Большинство крупных организаций в Казахстане — государственные или квазигосударственные. Поэтому лучшей помощью для B2B-стартапов будет поддержка и стратегическое сотрудничество, пока проект не наберет «жирок» и не начнет продаваться за рубежом.
При этом в работе с государством много «политики». С этим помог бы прозрачный механизм лоббирования интересов стартапов и упрощенные процедуры закупок. Государство внедрило реестр для поддержки отечественного ПО. Но для стартапов это пока дорогое удовольствие.
В Казахстане дорогие венчурные деньги. Причины — ограниченность предложения и отсутствие успешных локальных историй выхода на большие рынки. Государственные гранты, которые существуют на данный момент, неудобны: нужно доказывать наличие R&D-составляющей. Есть требования по партнерству с университетами и расходованию средств строго по структуре, где на оплату сотрудникам приходится не более 30% расходов, хотя у софтверных стартапов этот показатель — 60%-90%.
Кадровый рынок
С инженерами проблем нет. Но во время продаж за рубежом столкнулись с проблемой найма квалифицированных маркетологов и sales-специалистов со знанием технического английского и опытом в B2B SaaS-направлении. Таких пока нет на рынке.
Профессиональное сообщество
В Казахстане есть разные сообщества: среди стартаперов, венчурных инвесторов, девушек, работающих в IT. Недавно был создан клуб для владельцев IT-компаний — CIO Club. А в Кремниевой долине открыт хаб для фаундеров из Центральной Азии. Это позитивные сигналы для рынка.
Чего не хватает
Нам не хватает конкурентного рынка сбыта. Наш продукт повышает эффективность труда. Но из-за специфики рынка Казахстана во всех сферах есть государство или монополии, которые не конкурируют.
Поэтому мы ищем себя за рубежом. Но наша цель — сделать качественный мировой продукт — made in Kazakhstan.
Чингиз Даулетбаев, 36 лет, город — Астана, CEO TrustMe, @qazaqeli
О себе
Я окончил КБТУ по специальности «Менеджмент». Затем учился в Оксфорде по направлению Human Resource Management.
Первый стартап создал в 2007 году. Во время работы закупщиком понял, что нет электронной базы товаров, поэтому разработал маркетплейс, на котором можно было находить разные вещи. Закрыл проект, когда уезжал в Англию.
О проекте
После возвращения работал в разных компаниях, в том числе и на государственной службе. В 2016 году стал предпринимателем, открыв маркетинговое агентство. Мы занимались продакшном, медиа, делали мультфильмы, оказывали услуги PR и информационного сопровождения.
TrustMe создавали как социальный проект. Изначально это была площадка отзывов и рекомендаций. Когда решили масштабировать ее, пришли к идее смарт-контрактов, которую теперь и реализуем.
TrustMe — это экосистема доверия. Место, где люди и компании заключают договоры. Подписать документы можно онлайн и всего за 90 секунд. Мы выступаем третьей доверительной стороной, которая обеспечивает договорный процесс.
Как открыть IT-компанию
Самая большая ошибка стартапера — придумать идею, сразу приступить к реализации, а потом понять, что за нее никто не готов платить. Поэтому перед тем как открыть компанию, советую провести CustDev — интервью с потенциальными клиентами. Понять, есть ли у проекта ценность, за которую люди готовы платить. Желательно получить первые продажи. MVP проект можно быстро и дешево создать на low-code или no-code платформе.
Если есть сооснователи, нужно сразу договориться, кто за что отвечает и сколько процентов получает. Стоит заключить договор, прописать варианты выхода из проекта.
А открыть компанию в Казахстане можно за минуту.
Поддержка для IT-компаний
Государство оказывает поддержку IT-компаниям, но об этом мало кто знает. Когда-то Министерство труда и социальной защиты субсидировало рабочие места, возмещало 60% от зарплаты сотруднику: об этой программе знали немногие. Выдаются разные гранты, но широкого освещения такие новости не получают.
Другой вид поддержки — инфраструктурный. Все знают об Astana Hub. Став резидентом, освобождаешься от уплаты подоходного налога — эти 10% отдаешь на руки сотруднику. Также технопарк проводит много хороших программ инкубации и акселерации. Мы сами участвовали в них.
По статистике, в Казахстане недостаток венчурного финансирования на душу населения. Этот показатель — один из самых низких в мире. Государство могло бы субсидировать частные инвестиции через фонды, чтобы помочь стартапам, особенно на стадии идеи. Например, правительство Саудовской Аравии 10 лет назад начало развивать стартап-экосистему с нуля, поддерживая проекты на всех стадиях. Теперь она достигла объема в 1,9 миллиардов долларов.
Кадровый рынок
В стране нехватка кадров. В Казахстане небольшие зарплаты, поэтому многие выбирают зарубежные компании. Для этого даже необязательно переезжать. Зная английский язык, можно работать удаленно.
Со временем ситуация улучшается. IT-сфера становится популярной. Многие люди получают технические профессии, и не только в вузах, но и с помощью онлайн-курсов.
Мы нанимаем сотрудников через HR-службы, HeadHunter, LinkedIn, знакомых. Это сложно. Не всегда удается найти подходящих людей. Иногда сотрудники уходят через несколько месяцев работы. В связи с такой текучкой компании теряют много ресурсов.
Чего не хватает
В Казахстане не хватает венчурных инвестиций. Стартапам приходится проходить по низким оценкам, чтобы привлечь финансирование. Поэтому, если есть возможность, стройте сразу масштабируемую историю. Лучший вариант — Кремниевая Долина, где стартапы на стадии идеи могут получить до 10 миллионов долларов. Сюда можно попасть через разные программы.
Еще не хватает экосистемы. Например, в развитых странах стартапы после акселерации или поднятого раунда получают базу компаний, которым интересно цифровизироваться.
В Казахстане развитие началось недавно. Это процесс, через который нужно пройти. В стране есть таланты. Нужны время и финансирование со стороны государства. Мы же, со своей стороны, помогаем сообществу развиваться, популяризируем IT-сферу на своих страницах.