Чинар Бугимбаева, родной город — Алматы, предприниматель, основатель сети столовых «Каганат»
Как начинался путь
Я всегда была активной, мне нравилось быть лидером. Плюс на мне с детства была большая нагрузка, после гибели мамы я взяла на себя все обязанности по дому. У меня было много навыков, это помогло мне в предпринимательской деятельности.
В сферу общественного питания меня направил папа, хотя изначально я хотела быть врачом. Я поступила на специальность, где мы изучали технологии хранения и переработки зерна, а позже перевелась на технологию приготовления пищи. Учиться там было скучно. Моя тетя работала в сфере общепита, и я с пяти лет видела всю кухню изнутри. Ходила к ней на практику, мне нравилось там работать. Я знала, как можно делать лучше, и решила уйти из института.
У меня было много навыков, это помогло мне в предпринимательской деятельности
Какое-то время я работала в кафе, неплохо зарабатывала. Когда случился развал Союза, мой папа перестал зарабатывать. В то время у учителей и педагогов не было зарплаты, а я работала в сфере торговли. Содержание семьи перешло на меня.
За время работы в кафе я вынесла для себя несколько важных уроков. Первый — неприкосновенность кассы. Второй — не водить дружбу там, где работаешь. Это хорошие принципы, благодаря которым ко мне всегда относились с уважением. Я точно знала, что у меня хорошая репутация, и могла ходить с высоко поднятой головой.
В 20 лет я поняла, что могу работать одна, и попросила у директора свою точку. Я работала там сама, управляла всеми процессами. А в 1995 году брат предложил мне открыть столовую с домашней едой. Мне было 25 лет, и к этому времени человек должен определиться, чем будет заниматься в жизни. У меня была иллюзия, что деньги, бизнес и квартира однажды возникнут сами собой. Но я поняла, что нужно все делать самостоятельно. И я счастлива, что со мной это случилось в 25 лет, потому что я встречала людей, которые и в гораздо зрелом возрасте жили иллюзиями.
Мы сделали ремонт, нашли оборудование, стали платить аренду и открыли первую столовую. Было тяжело, но мне хотелось быть независимой. Денег не было, я закупала продукты сама небольшими партиями несколько раз в день. А теперь нам привозят продукты машинами. У меня не было цели заработать много денег, мне просто нравилось кормить людей. Мне было важно, чтобы людям нравилось, чтобы это было надолго. Я думаю, именно эта идея и помогает нам столько лет держаться на рынке.
О 90-х
Я не заметила, что 90-е годы были сложными. Я оптимист и в любой сложной ситуации ищу плюсы. Хотя мои знакомые и говорят, что у них остался страх и переживания из-за дефицита, который был в 90-х, я этого даже не помню.
В то время было много проверок, были даже рэкетиры. Я помню, что негде было закупить товар, оборудование. Постоянно нужно было выкручиваться.
Я не заметила, что 90-е годы были сложными
Но мне кажется, это было классное время. У нас вообще не было конкуренции 20 лет. Мы выбрали эту нишу, и никто не хотел туда заходить. А мне первое время почему-то было стыдно говорить, что я работаю в столовой. Но мое мышление поменяли французы. Я познакомилась с ними на встрече в посольстве. Они сказали, что я за 10 лет интуитивно сделала то, что они сделали за 120. Еще они объяснили, что в их стране кормить людей — почетно. И я поняла, что у меня хорошая профессия и я делаю правильные вещи.
Сейчас люди хотят сразу сесть в кожаное кресло и открыть 25 ресторанов, не зная всех подводных камней и трудностей. Это ошибка многих молодых бизнесменов. Они не хотят проходить все этапы. Чтобы масштабироваться, нужны две вещи — спрос рынка и надежные кадры. У меня ушло пять лет, прежде чем я открыла вторую столовую. На тот момент мы уже понимали друг друга с полувзгляда, нужно было дать девочкам возможность расти и становиться директорами. В столовой не было свободных мест, людей было много.
О сети столовых, детском саде и центре семейного развития
В 32 года, когда моему бизнесу было 7 лет, я поняла, что мне нужно что-то менять. Я назначила управляющего и практически на десять лет вышла из бизнеса. За это время я вышла замуж, родила детей, получила образование. Я окончила педагогический факультет и факультет психологии, чтобы понимать, как правильно воспитать детей создать доверительные, искренние отношения с супругом.
Сейчас я снова вышла на работу. Два года назад я объехала свои объекты, и мне не очень понравилось то, что я увидела. Мы по-прежнему успешно работали, но перестали учитывать запросы рынка. Поэтому мы активно работаем над сервисом, открыли новую столовую в другом формате. Поняли, что большое значение имеет интерьер, и уже утвердили новые дизайн-проекты. Мы хотим забрать обратно весь рынок.
Также 13 лет назад я открыла детский сад. Я открыла его для своих детей и детей своих сотрудников, чтобы мы могли спокойно работать, а дети находились в хорошем месте.
После того как заработал детский сад, я увидела и поняла, что все люди разные. И что чаще всего проблемы идут из семьи. Поэтому я открыла Центр семейного развития, где мы помогаем семьям справляться с их внутренними проблемами и разногласиями.
О жизненных принципах
Я люблю людей, мир, спокойно делюсь своим опытом. Я считаю, что если даю что-то людям, то мне в ответ возвращается в два раза больше. Важно относиться к людям так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам.
Я стараюсь создавать все не на короткий срок, а на перспективу. Все хотят все и сразу, но так не бывает. Я не верю в легкие пути, никогда не видела их. Надо любить свое дело, быть включенным, кайфовать от него.
Я не верю в легкие пути, никогда не видела их
Я думаю, в бизнесе важно взращивать кадры, формировать команду. Каждого сотрудника надо воспитать, передать ему свое видение, ценности, чтобы он мог транслировать это дальше.
Я считаю, что трудности нужны, они формируют наши навыки. Простая идеальная формула: есть трудности — есть навыки, нет трудностей — нет навыков. Поэтому даже своим детям я стараюсь искусственно создавать трудности, и они уже многое умеют.
Я за честность и справедливость. Я не хочу обижать людей, поэтому стараюсь поступать с ними справедливо.
Для меня важна репутация. Мы всегда держим слово, честно работаем с партнерами.
О настоящем
У нас много планов, мы хотим развиваться в нашем быстро меняющемся мире, идти в ногу со временем. Думаем о развитии франшизы, может быть запустим доставку.
У меня трансформировалось отношение к бизнесу после того, как мой сын в семь лет заявил, что будет продолжать мое дело. Тогда мне было смешно и страшно, что нужно еще 20 лет развивать бизнес, чтобы потом передать все сыну. Сейчас Улан учится в школе Les Roches — это международная школа, где обучают гостиничному и ресторанному бизнесу. У них много практики, они встают в шесть утра и проходят все этапы — от посудомойки и сервировки до управления. А после обучения он обещает вернуться и взорвать наш общепит.