Айбар Джаниязов, 43 года, сфера гостиничных услуг и строительство, учредитель компании «Диар Строй Атырау»
С чего начинался путь
Я начал заниматься бизнесом в 90-е годы. В то время это сложно было назвать бизнесом, это было челночество.
Мне было 18 лет, я только окончил школу, начало 90-х и распад Советского Союза. Все мои братья авиаторы, я решил пойти по их стопам и отправился в Киевское авиационное училище. Но так как физику и математику я провалил, то вернулся домой и начал готовиться к службе в армии. Чтобы не терять время, я решил заняться чем-нибудь. Многие мои друзья разъехались, мы созванивались с ними, говорили о том, что у них в городе есть в продаже. И один из моих друзей переехал учиться в Новочеркасск, это в Ростовской области. Я приехал к нему, а там в продаже были жвачки, Snickers и орешки. Я закупил товар, который поместился в два рюкзака и две сумки. Привез его домой и быстро распродал все по друзьям. После этого я за какие-то четыре месяца неплохо поднялся. Но мои родители были против того, чтобы я занимался бизнесом. Нас называли «коммерсантами», или «спекулянтами». Родители переживали, поскольку в то время было много бандитов и рэкета. А мне хотелось иметь свои деньги, быть материально независимым.
Так я начал возить различные товары: все, что угодно, главное чтобы продавалось
Так я начал возить различные товары: все, что угодно, главное чтобы продавалось. В то время на свои оборотные деньги я мог купить две с половиной коробки Snickers, а он был очень дорогим. Я проездил еще год, а потом меня призвали в армию. Я прошел медкомиссию и пригласил друзей на проводы. Наутро я отправился в областной военкомат, где стояла компания «местных» парней. А я тогда уже неплохо зарабатывал и был модно одет: в джинсы, куртку, кроссовки. Эти ребята так избили меня, причем ничего не забрав, что попал я не в армию, а в больницу. Через полтора месяца, когда я из нее вышел, призыв уже закончился. И я продолжил заниматься бизнесом.
Время было такое, что можно было вещь купить за рубль, а продать за десять
Два года я провел в поездах: сначала ездил в Ростов, потом в Астрахань. Время было такое, что можно было вещь купить за рубль, а продать за десять. Но через два года я просто физически устал. Обороты росли, и стало невозможно возить товар. Если раньше я ездил с одной сумкой, то позже — с десятью. Товар, который привозил, я сдавал в ларьки. Они накручивали цену в пять раз и продавали людям. Тогда я решил больше не ездить за товаром, а открывать киоски. Я открыл один, другой, третий, и так по городу у меня появилось восемь киосков. Теперь такие же коммерсанты, как я раньше, приходили и сдавали мне товар, а я его продавал.
О магазинах, кафе и гостиницах
В бизнесе я 25 лет.
В 90-е было сложно работать. Я понимал, что киоски скоро начнут закрываться. После того как вышел закон о том, что в киосках нельзя продавать алкоголь, я открыл магазины. Потом занялся кафе и ресторанами. Еще одним направлением, которое я развивал, были гостиницы. В те годы в Атырау была только одна большая государственная гостиница — это «Акжайык», она и сейчас существует. Мне как раз достался первый этаж здания, где я сначала открыл парикмахерскую, фотосалон, потом сдавал комнаты. Спрос на гостиницу был высокий, и я скупил верхние этажи дома. Так у меня появилась пятиэтажная гостиница «Диар», которая существует до сих пор. Она стала первой частной гостиницей в Атырау.
Я для себя решил, что незачем тратить деньги на то, что мне необходимо, если я могу это создавать, зарабатывать на этом и сам пользоваться
Я для себя решил, что незачем тратить деньги на то, что мне необходимо, если я могу это создавать, зарабатывать на этом и сам пользоваться.
Для гостиницы мне нужна была мебель. Тогда она была дорогая, и первое время я покупал б/у. Но потом я решил открыть свою мебельную компанию.
Так у меня появилась пятиэтажная гостиница «Диар», которая существует до сих пор
Дальше я открыл строительную компанию, чтобы строить гостиницы. В этом году я планирую открыть восьмиэтажную гостиницу — это моя уже пятая по счету.
Чтобы заниматься строительством, нужно брать спецтехнику. Я начал покупать спецтехнику, и у меня появилась транспортная компания. Строим мы не круглый год, поэтому сдаем технику в аренду. У меня около 120 единиц техники, которая обслуживает нефтяные компании на ТШО и Карабатане.
Потом я понял, что теперь мне нужна реклама. И у меня появилось агентство наружной рекламы.
На прошлой неделе мы с партнерами запустили полностью автоматизированную линию по производству кирпичей, брусчатки, плиток, бордюров — в общем более 40 разных изделий. Мы купили оборудование, благодаря которому можем производить большой объем.
Я увлекаюсь охотой, и однажды мне предложили приобрести базу отдыха. Мне это было интересно, потому что там было все, что нужно для охотников. Теперь у нас есть площадка для стендовой стрельбы, собаки, лошади и еще много чего. Это место я открыл для души. На охоту мы в основном ездим на транспорте. Мы поговорили с друзьями и подумали, почему бы нам не заниматься охотой как наши деды — на лошадях, с собаками. Купили лошадей, обучили их, и я отрыл еще и конноспортивный клуб.
Я стараюсь быть активным и до сих пор занимаюсь спортом. Я решил заняться большим теннисом, а у нас в Атырау в то время был только один маленький корт, и то туда было не попасть. Поэтому я построил теннисный корт.
Но не всегда мои проекты были успешными. Один раз я приехал в Алматы, гулял по парку Горького и увидел, что продают попкорн. Я тоже решил привезти попкорн в Атырау. Я купил 5 аппаратов, 50 мешков кукурузы и расставил их по базарам, так как у нас в то время не было ни парков, ни кинотеатров. А в Атырау ветра, и вся кукуруза была в пыли. Поэтому важно думать, как адаптировать ту или иную идею под местность.
О 90-х
Бизнес в 90-е и сейчас отличается абсолютно всем. Но всегда есть свои плюсы и минусы. На тот момент не было конкуренции. Бери товар, вставай в хорошую точку и продавай. Минусы — не было инфраструктуры, законодательной базы, люди не знали, что такое бизнес. Невозможно было даже безопасно перечислить деньги. Поэтому 90-е научили меня не доверять никому. Думаю, многим бизнесменам моего возраста нравится то, что сейчас есть законодательная база, счета, можно отследить, отсудить, если что-то случится. А в то время это был Дикий Запад. Сейчас все намного проще, но большой минус — конкуренция. Хотя я часто бываю в южном Китае, Европе и США и понимаю, что у нас голый рынок. Многие молодые ребята говорят: «Не знаю, чем заняться, уже все есть». На самом деле пройдет не так много времени, и появятся новые компании, направления, идеи, и эти ребята скажут: «Блин, когда я хотел начинать, этого не было, на этом можно было заработать деньги». Сейчас в Казахстане есть много направлений, которые можно развивать. Те же отели и рестораны еще можно улучшать и улучшать. Казахстан — это место, где можно много работать и открывать бизнес. Через десять лет будет намного сложнее.
О жизненных принципах
Я верю в принцип бумеранга. Если хочешь, чтобы люди к тебе относились по-доброму, любили, ценили — дари любовь и доброту.
Я не люблю нытиков и пессимистов. Все мои сотрудники оптимисты, и я такой же.
В первую очередь для меня важна порядочность. На работе я всегда говорю: «Ребята, даже если вы в чем-то не разбираетесь, это не страшно, главное, что в моей команде порядочные люди». Порядочность — это емкое слово, которое включает в себя честность, воспитание, отношение к взрослым.
Я не люблю нытиков и пессимистов
В бизнесе нужно ориентироваться на рынок, понимать, что нужно людям.
На моих объектах никогда не заканчивается стройка и ремонт. Многие атырауские бизнесмены построят ресторан и по несколько лет ничего в нем не меняют. Это неправильно, потому что время идет, и все меняется. Я за такой подход — открыл ресторан, значит, нужно его развивать, делать ремонт, обновлять меню. А чтобы это видеть и понимать, нужно часто путешествовать.