Семейное дело: медиа студия «Арша»
Сфера деятельности: телевидение
Год основания: 2010
Стартовый капитал: 0
Адлет Есекеев
39 лет (03.02.1976), родной город — Жезказган, директор медиа студии «Арша»
Зарина Мухамедали
35 лет (27.03.1980), родной город — Жезказган, продюсер, ведущая телепрограмм, медиа студия «Арша»
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Зарина. Мы познакомились в 1997 году на почве того, что в эти тяжелые времена в нашем маленьком провинциальном Жезказгане Адлет решил открыть частное радио. А я училась тогда на втором курсе университета и с 15 лет публиковалась в местной газете. Когда он пришел в институт и спросил: «Кто у вас молодой журналист, который мог бы мне помочь в этом деле?». Ему сразу указали на меня. Я была тогда активисткой курса, капитаном местной команды КВН, и он сразу завербовал меня в свои помощницы. Радио мы не открыли, но меньше чем через год поженились.
Мы быстро поженились, потому что в маленьком городке творческие люди находят друг друга быстро. Несмотря на это наши мировоззрения были совершенно разными, мы сошлись благодаря совместному творчеству. Ему нравилось, что я журналист, пишу, что я активная и коммуникабельная. А мне нравилась его идейность.
Мы переехали жить в Алматы, какое-то время работали там. А затем в 2003 году переехали в Астану. Я все это время работала на телевидении, мой телевизионный стаж — 15 лет. За это время я сделала много проектов в разных жанрах, вела различные передачи, работала и в кадре, и как сценарист, продюсер, режиссер. В какой-то момент Адлет понял, что пришло время заниматься производством телепрограмм в частном порядке.И он создал небольшую медиа структуру, в которую стал привлекать своих друзей, знакомых.
Адлет. Когда у нас стояла задача придумать название, свой собственный семейный бренд, мы сразу решили, что это должно быть казахское слово. Потому что все эти иностранные названия — это не наше, не исконное.
Зарина. Арша — это растение, которое произрастает в месте, где мы оба появились на свет, где мы выросли, повзрослели, где родились все наши предки. Арша — это можжевельник. Он растет в горах Улытау в Центральном Казахстане, и это единственное растение, которое может своим ростком расколоть гранитные плиты. Поэтому мы выбрали это растение как символ нашего творчества, нашей работы. Мы понимаем, что в большом море медиа бизнеса мы маленькие рыбки, росточки в этих скалах. Но мы хотим своей работой, творчеством пробиться к свету, расколоть любые глыбы, под любым дождем и снегом хотим выстоять, вырасти и быть крепким, как этот можжевельник.
Адлет. Издревле казахи с помощью можжевельника делали многие вещи: коптили еду, использовали его древесину как зубочистки, применяли его эфирные масла. Это растение символ не только выносливости, но и полезности, нужности.
Зарина. У нас в логотипе этот росток в виде национального орнамента. Так что мы полностью отечественный продукт в отношении всего, кроме технической составляющей, пока Казахстан не начал производить телетехнику.
НАШИ ПРИНЦИПЫ И ТРАДИЦИИ
Зарина. У нас с Адлетом есть такая точка зрения: нельзя взять уже готовых телевизионных операторов и режиссеров и привлечь их в частные структуры медиа бизнеса. Потому что эти люди зачастую не могут быть мобильными, гибкими, они не могут брать на себя ответственность, потому что привыкли, что за них все решит режиссер или главный редактор. Конечно, это не про всех, но чаще всего происходит именно так.
С самого начала Адлет создавал свою команду, в которой обучал ребят и обучался сам по нашим стандартам. Обучение проходит так: мы берем классную программу, которая, допустим, выходит на Discovery, ставим ее и даем задание смотреть. В принципе не обязательно иметь специализированное образование, обучения на хороших примерах и работы в «поле» достаточно, чтобы сделать достойный продукт, даже с технической точки зрения. Мы не снимаем кино и высокобюджетные проекты, где нужны очень образованные работники. Самое главное, чтобы у человека был энтузиазм, чтобы при виде картинки, кадра, он обращал внимание на какую камеру это снято, как выставлен свет, задний план, и у него загорались глаза.
Мы отошли от стандартной практики, когда оператор только снимает, а монтажер — монтирует. Мы оптимизируем наше производство, у нас тот, кто снимает, тот и собирает материал. Наши сотрудники — многостаночники.
Адлет. Мы не держим наших сотрудников на работе, у нас не фиксированный рабочий график. Есть только дедлайн. Если нет работы, мы говорим им, чтобы они вообще не приходили. Кому-то удобно прийти работать в 4 часа ночи, кто-то приходит в 9 утра и до 12 все заканчивает и уходит домой. Мы считаем, что пусть лучше человек проведет на работе 2 часа, но у нас будет офигенный материал, чем он будет сидеть весь день в офисе для галочки.
Зарина. Мы гордимся нашими программами, потому что они полностью авторские, мы их нигде не купили, а придумали сами от первого до последнего кадра.
Программа «Большие города» — для нас предмет особой гордости, она имеет хорошие отзывы.Мы делаем ее для республиканского телеканала «24.kz», это канал, который поддерживает государственные программы. И этот проект направлен на то, чтобы своими глазами посмотреть и показать зрителям, как в регионах исполняются государственные программы. Причем рассказать все это развлекательным, популярным языком. При этом в кадре всегда ведущий, который непосредственно и доступно рассказывает суть и включается в процесс. Например, если выпуск о шахтерах, надевает спецовку, каску и спускается на 600 метров вглубь шахты, непосредственно туда, где добывается уголь. И так в каждой программе.
С нашими программами мы побывали во всех регионах Казахстана. Мы хотим показывать нашу страну такой, какая она есть, со всеми ее красотами. И делаем это не потому что хотим заработать на этом, а в первую очередь, потому что нам самим безумно это интересно и мы хотим этим делиться.
Адлет. Мы многогранны. Пробовали снимать экстремальное реалити-шоу, оно называлось «Я победитель». В эфир вышло три сезона, нам в этом сильно помогли Вадим Цхе, Евгений Кугай. Эта программа просуществовала недолго, мы поняли, что для нее нужно много вложений. Самое главное, мы знаем, как снимать такое шоу.
Зарина. Многие проекты мы делаем в убыток, потому что просто хотим понять, как это делается, получить опыт в «поле», а не по учебнику. Миссия этого проекта «Я победитель» — воспитание в человеке таких качеств как выносливость, лидерство, целеустремленность, патриотизм. И после участия в этом проекте люди даже меняли работу, сферу деятельности, они стали переосмысливать свою жизнь. Если когда-нибудь появятся спонсоры, то мы с огромным энтузиазмом продолжим этот проект.
НАШИ БУДНИ
Зарина. Наш идейный организатор, главный вдохновитель — это Адлет. Я на самом деле, трусиха, наверное, это женская сущность, потому что женщина хранит очаг, но она его не строит. Она уже в построенном сохраняет тепло. Поэтому у нас главный строитель — Адлет.
То, чем мы занимаемся — это тяжелый труд. Это дело энтузиастов, активных и храбрых людей. Мы не видим подолгу детей, не бываем дома, а командировки длятся по месяцу. Когда приезжаешь в какой-нибудь поселок, который на карте обозначен как город, тебя там может встретить сырость и холод, и полное отсутствие элементарных условий. Было даже такое, что в гостинице грелись свечками. Но несмотря ни на что, мы любим свою страну и любим снимать программы про нее.
В этих командировках есть и гигантские плюсы. Мы видим сотни замечательных людей по всей стране. Видим, что эти люди много работают, а таких людей мы любим. Они не ждут, что им все преподнесут на блюдечке, не ждут помощи от государства.
НАШ ОПЫТ
Зарина. У нас двое детей, старший сын вырос на съемках, мы как раз жили и работали в Алматы, это был активный период. Зато он знал всех звезд казахстанской эстрады, которые с ним игрались. Правда сейчас он не хочет связывать свою жизнь с телевидением. У него нет пока конкретных планов на жизнь, но мы его и не торопим. Мы молодые и активные родители, поэтому у нас нет цели, чтобы он скорее стал зарабатывать себе на жизнь.
Дочка ходит в первый класс. Нам повезло, что у нас есть наши мамы, они очень помогают нам. Моя мама уделяет нашим детям все свое время. Бывает, мы уезжаем в командировки на месяц, и она им в это время и за маму, и за папу, и за бабушку. Если бы она так сильно не помогала нам, я по нашему восточному менталитету, как жена, должна была бы сидеть дома с детьми. Благодаря маме я могу осуществлять свои творческие амбиции.
Детей мы воспитываем по демократическим принципам. У нас есть такая теория: эту жизнь делают троечники. Если посмотреть дипломы и аттестаты всех успешных людей в Казахстане, навряд ли среди них найдется и 30 процентов отличников. Поэтому мы не требуем от наших детей хорошо учиться. Я понимаю, что всем детям нельзя такое говорить, кому-то нужна мотивация, но я знаю своих детей и вижу, что для них это не нужно. Для них важно знать, что мы всегда их поддержим.
Единственное, что я всегда требую от детей, чтобы они мастерски чем-то владели, человек не должен быть посредственностью. К примеру, пусть он не знает математику, но он должен исключительно владеть историей Древней Греции. У человека должно быть увлечение, которым он будет мастерски владеть и которое потом может перерасти в профессию. Сын сейчас играет в футбол, хорошо говорит по-английски и еще, возможно благодаря своей генетической наследственности, он демагог. Он безостановочно может говорить долго и красочно.
У нас нет определенной стратегии воспитания, мы все делаем интуитивно, просто чувствуем своих детей. Я всегда говорю: дети нам не принадлежат, у них свое видение мира, оно может быть связано с нашим видением, но это не означает, что оно должно быть идентично.
Адлет. Вести семейный бизнес тяжело, ты круглосуточно находишься на работе. Мы засыпаем, обсуждая что-то, просыпаемся, обсуждаем и так весь день, чем бы мы ни были заняты, мы думаем о работе.
Зарина. Конечно, бывают и скандалы, несогласие с тем, что делает он или я. При этом наши сферы не пересекаются: Адлет генерирует идею, творческое воплощение — моя часть, техническое обеспечение — его часть.
Наша семья не идеальная, мы оба люди с тяжелыми характерами. На самом деле идеальных семей не бывает. Мы прошли много всего и хорошего и плохого, просто смогли это пережить и я считаю, что это не наша заслуга, а заслуга высших сил.