Махаббат Есен
Владелец и руководитель брендингового агентства Friends Media Group, образовательные проекты, PR
Свои первые деньги я начала зарабатывать еще в школе, будучи ученицей второго-третьего класса. Я продавала сладкие жвачки с наценкой. У меня хорошо работала и фантазия, и предпринимательская жилка, я всегда умело презентовала товар, плюс к этому до четвертого класса я жила в деревне и отсутствие большого количества магазинов тоже играло мне на руку. Еще я хорошо делала массаж тете и дедушке, а они мне за это платили. К тому же у меня был инвестор, мой дедушка, который всегда давал мне деньги. Карманных денег у меня было так много, что даже некуда было их тратить.
В шестом классе я впервые официально устроилась на работу аниматором в детское кафе. Я была Минни — подружкой Микки Мауса. Моей задачей было два-три часа развлекать детей, играть с ними, танцевать. Для меня это было несложно, потому что я старшая внучка в семье. За один день рождения мне платили 200 тенге, в день я могла заработать 800-1000 тенге. Это была серьезная сумма.
В 13 лет я прошла кастинг и устроилась на радио. Первая зарплата была символической — 500 тенге. Но для нас она была грандиозной, потому что была дана за профессиональные навыки. Потом мой оклад увеличился до 5000 тенге, в то время как взрослые люди с образованием получали в месяц 10-12 000 тенге. Мы с моей подругой Жанар Утешевой, которая сейчас является пресс-секретарем Геннадия Головкина, уже вели программы госзаказа.
Еще я довольно рано начала вести мероприятия на коммерческой основе. Я всегда довольно неплохо зарабатывала. Не могу сказать, что моей целью был исключительно заработок, много чего я делала бесплатно. Мне просто всегда нравилось и нравится быть в гуще событий, быть причастной к чему-то большому и хорошему.
Первая работа научила меня тому, чем пользуюсь до сих пор. Уже больше 17 лет я работаю в сфере радиовещания. У меня радийный, позитивный образ мышления. Потому что быть унылым и работать на радио невозможно. Это оптимистичная профессия, которая совпадает с моими жизненными приоритетами и ценностями.
Радио, прежде всего, научило меня быть искренней со своими слушателями, а также уметь работать голосом. Плюс ко всему радио учит ответственности. Потому что одним словом можно кого-то превознести, а кого-то уничтожить.
Двигаться и расти по карьерной лестнице, конечно, помогала вера в себя и в светлое будущее. Залог продвижения и личностного роста, в первую очередь — понимание того, где ты, кто ты и что ты сейчас делаешь, какие действия предпринимаешь, чтобы быть еще счастливее.
Данияр Сугралинов
Вице-президент Интернет Ассоциации Казахстана по связям с общественностью, директор по развитию компании 4Real, основатель, директор компании Kaznetmedia, писатель
Мне сложно вспомнить какое-то одно первое место работы. В средних классах мы с друзьями зарабатывали первые деньги, собирая по заброшенным в 90-ые дачам яблоки. Мы отмывали их, фасовали в пакеты и продавали у магазина, также мы распространяли бесплатные газеты с ТВ-программой, разводили рыбок и торговали на Птичьем рынке в Актобе, ездили на сбор фруктов —оплата натурой — сколько унесешь, сами писали гайды по прохождению видеоигр, распечатывали и опять же продавали, чинили чужие компьютеры.
Первая офисная работа появилась у меня в 1999-ом году. Я был на последнем курсе Санкт-Петербургского ИНЖЭКОНа, когда наш преподаватель по маркетингу устроила меня к другу в ночной клуб на преддипломную практику. Это был один из лучших питерских ночных клубов «Голливудские ночи» на Невском проспекте, и, так получилось, что после практики я остался там работать. Клуб был пафоснейший. Помню, на Новый год билеты стоили от $600. Квартиры же тогда стоили раз в 10 дешевле, чем сейчас. Среди контингента было много братков, малиновых пиджаков, драк было много, но стрельбу в клубе не слышал ни разу.
По карьерной лестнице там я никак не продвинулся. В штате был директор, бухгалтер, офис-менеджер, начальник безопасности, директор по рекламе и я — его зам. Заместителем меня сделали для солидности в переговорах. Еще были артисты, танцовщицы и охранники.
В мои функции входил поиск спонсоров на еженедельные концерты в клубе. Каждую пятницу и субботу в клубе выступали тогдашние звезды. Из тех, кого помню — «Мумий тролль», Земфира, группа Vacuum. Спонсорство подразумевало разные уровни и стоило разных денег. Никаких бумажных договоров не было, деньги приносили в мешках, спортивных сумках, пакетах из супермаркета. Как правило, долларами. За это спонсор упоминался на афишах, билетах, ведущим вечера и тому подобное.
До сих пор в голове крутится фраза: «Здравствуйте, меня зовут Данияр, я из клуба «Голливудские ночи», с кем я могу поговорить по поводу сотрудничества?». За день я обзванивал десятки компаний, а с заинтересовавшимися днем проводил встречи в нашем же клубе.
Я работал там чуть меньше года и за это время получил колоссальный опыт — и в продажах, и в навыках коммуникации, да и вообще в понимании мироустройства. До сих пор благодарен за это и коллегам по клубу и моему преподавателю по маркетингу Потолоковой Марии Олеговне, ныне доктору экономических наук СПбГУ.
Сауле Сергазинова
PR cпециалист, Lifestyle блогер
Я родом из небольшого поселка Кировский. Мое первое образование — учитель английского языка. Один календарный год я проработала по своей специальности в районной школе учителем английского языка. Преподавала детям со второго по одиннадцатый класс, также у меня было классное руководство в 10 классе.
Работать было достаточно сложно. У меня была ставка 18 часов, впоследствии мне дали классное руководство, и у меня было уже 24 часа. Полдня я преподавала, далее писала планы, проверяла домашние задания, тетради — все это занимало много времени. Я преподавала и в казахских, и в русских классах, планы нужно было писать на обоих языках. Тогда не было компьютеров и гаджетов и мне приходилось делать это вручную. Это усложняло процесс работы.
Кабинет у меня находился в отдалении, школа не очень хорошо отапливалась и я даже умудрилась заболеть, заразилась от детей детской болезнью — коревой краснухой.
Зарплата у меня была 14 000 тенге, еще я подрабатывала репетиторством, в нерабочее время давала детям частные уроки английского. Насколько я помню, это стоило 300 тенге в час.
Моя первая работа закалила меня. Учитель — человек, который постоянно на виду, он должен быть ответственным, пунктуальным и терпеливым. Перед детьми нужно быть именно таким, дети не будут уважать учителя, который им не нравится. Поэтому эта работа дала мне многое в жизни. По сравнению с моей первой работой все остальные казались легкими.
Я думаю, в движении по карьерной лестнице мне помогает моя целеустремленность и амбициозность. Я никогда не была бесхребетной или спокойной. Всегда готова много работать, полна сил, оптимистично настроена и открыта.
Адель Оразалинова
Телеведущая, телепродюсер «Первого творческого объединения»
Я начала работать в 1999 году, когда еще училась в школе. Мое первое место работы — агентство «Хабар», проект «Метеошоу», я вела прогноз погоды. Первая в Казахстане начала «ходить» по карте, махать руками и, кроме того, рассказывать различные истории про города и времена года.
Чтобы устроиться туда я честно прошла кастинг через модельное агентство. Школьницей я проходила стажировку в проекте «Просто личное народное кино» у Бахыта Килибаева. Это был его проект, который он готовил для «Хабара» и, после того, как я поработала у него, он порекомендовал меня как ведущую. Из всего огромного количества красивых длинноногих моделей этого агентства выбрали меня, хотя я была маленьким винни пухом.
Я работала ведущей и автором сценариев. Из того периода помню, как мне ставили голос, потому что я высоко говорила, и мной занималась Дана Нуржигит, знаменитая сегодня ведущая, журналист, на тот момент она уже была продюсером, ведущей. Помню еще, как мне все говорили: «Похудей, ты будешь вообще бомба!». Тогда я весила 80 килограмм, а сегодня 120 и я все равно бомба!
Наш проект принимала сама Дарига Нурсултановна, давала свои рекомендации — это была серьезная работа. Мы записывались без суфлера, учили погоду каждый день на память. У меня были сменщики, но в итоге это все равно была практически ежедневная запись погоды на следующий день.
Первая работа дала мне все — умение работать на кадр, запоминать, писать тексты кратко, сжато, умение работать без суфлера. И по сей день уже много лет на телевидении я работаю без суфлера. Умению видеть зрителя за камерой учил меня Бахыт. Он говорил: «Даже если за окном дождь, а ты говоришь, что в Алматы солнечно, зритель должен верить не тому, что он видит в окне, а тому, что говоришь ты». Также это был большой опыт в режиссуре, мы сидели на монтажах. Я научилась делать озвучку — не дышать в микрофон, не шелестеть листочками. А я была еще школьницей. Естественно, когда я потом пришла в институт, все думали, что я преподаватель, ведущая с «Хабара» и точно не рядовой студент.
Елена Исаева — знаменитый республиканский визажист, который обслуживает президентскую семью и всех наших звезд, в тот период научила меня наносить макияж, «поставила мне руку». Она говорила: «Сегодня я крашу тебя, завтра ты должна забегать и за две минуты успеть нарисовать брови, сделать растушевку, провести линии подводкой». Она экспериментировала с моими образами, пробовала различные цвета. При этом она меня всегда хвалила и просто обожала. И по сей день я не хожу к визажистам, наношу макияж сама. Лучшие люди страны когда-то мне помогли и многому научили.